Центр социальной адаптации молодежи

На протяжении всей истории КубГТУ в его структуре работали подразделения, обеспечивающие адаптацию абитуриентов к условиям их последующего обучения в вузе на основе глубокой подготовки к учебе, социальной помощи и поддержки. В довоенные годы — это рабочий факультет, в послевоенные годы был создан прототип рабфака — подготовительное отделение, в первые постсоветские годы работал факультет социальной адаптации молодежи, в настоящее время — центр социальной адаптации молодежи.


Учебный корпус рабфака

Рабочие факультеты были созданы при вузах советской России в 1919 году в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров от 2 августа 1918 года. Они открыли дорогу в высшие учебные заведения страны беднейшим слоям населения — рабочим, крестьянам и демобилизованным солдатам, ускорили их адаптацию к условиям высшей школы, сыграли исключительно важную роль в становлении инженерных кадров и технической интеллигенции в интересах грандиозной индустриализации СССР.

Первый Рабфак на Кубани был создан в Краснодарском политехническом институте 6 сентября 1920 года в соответствии с решением Кубано-Черноморского исполнительного комитета. Первым деканом первого Рабфака на Кубани стал Туманьян Тигран Гарич — преподаватель математики в институте. В 30-х годах рабфаки стали создаваться во вновь образуемых вузах Кубани (КХТИ, ВИММП и КИВИВ), на промышленных предприятиях и совхозах. Затем они были объединены в единый рабфак, который размещался в здании на углу улиц Красной и Пашковской. Его возглавил Т.Г. Туманьян, а затем Г.А. Анциз.


Преподавательский состав рабфака. В первом ряду третий слева директор Г. А. Анциз

На рабфаках технологических вузов обучалось ежегодно более 300 учащихся из многих союзных республик. Рабфаковцы жили интересной и насыщенной жизнью, совмещая напряженную учебу с активной общественной работой и отдыхом.


Урок истории
 
Заседание Комитета ВЛКСМ

В числе выпускников первых рабфаков были будущие преподаватели нашего вуза, которые много сил и душевного тепла отдали воспитанию и обучению инженерных кадров: профессор И. А. Сухина (возглавлял кафедру начертательной геометрии и графики), доценты С. Е. Богатов и В. Ф. Зеленский. Рабфаковцы 30-х годов (к сожалению, их уже нет среди нас) своей самоотверженной учебой и трудом символизируют неразрывную связь поколений.

Накануне Великой Отечественной войны, когда проблема с кадрами для народного хозяйства страны была решена успешно, рабочие факультеты при вузах были упразднены.

В послевоенные годы в условиях развертывания научно-технической революции резко возросла потребность народного хозяйства в научно-технических специалистах, что способствовало возрождению рабфаков. В 1969 году во многих вузах, в том числе и в КПИ, создаются подготовительные отделения — преемники довоенных рабочих факультетов. Подготовительное отделение было открыто и в филиале КПИ в г. Армавире. На подготовительных отделениях проходили довузовскую подготовку с отрывом и без отрыва от производства передовики производства по направлениям трудовых коллективов, военнослужащие, уволенные из Вооруженных сил страны. В общем наборе студентов на первом курсе вуза каждым четвертым был выпускник подготовительного отделения.

У истоков возрождения рабфака в КПИ стоял замечательный педагог — строгий, заботливый и любимый всеми доцент Алексеев Николай Николаевич. Много сил и организаторского таланта он отдал становлению подготовительного отделения и его дальнейшему развитию. В эти годы рядом с ним работали преподаватели: С. Я. Насибова, А. А. Ерахтина, П. П. Пономарев, Л. И. Ганжара, В. В. Гамалий, В. В. Муратова, И. И. Калюжка, А. В. Митронина, Л. В. Николаевский. Многие годы старшим инспектором подготовительного отделения работала К. П. Амбарцумян. Подготовительному отделению и последующим его структурам отдала более 20 лет своего творческого труда Г.Д. Стриженко. С 2016 года организационные вопросы в ЦСАМ решает О.С. Подвигина.

В последующие годы подготовительное отделение возглавляли Владилен Васильевич Осипов (1974—1977 гг.), Анатолий Автономович Искрук (1977—1978 гг.), Игорь Иванович Калюжка (1978—1980 гг.), Владимир Григорьевич Лобанов (1981—1985 гг.), Иван Иванович Буряк (1985—2004 гг.).


В. В. Осипов
 
А. А. Искрук
 
И. И. Калюжка
 
В. Г. Лобанов
 
И. И. Буряк

Подготовительное отделение сыграло большую роль в формировании инженерных кадров страны. Со времени его основания и до 1991 года здесь прошли довузовскую подготовку и стали студентами КПИ более 4000 абитуриентов. В последующем подавляющая часть из них успешно защитила дипломные проекты. Государственное распределение, романтика труда, энтузиазм молодости разбросали выпускников нашего вуза по всей огромной стране. Они честно и добросовестно работали и продолжают работать в настоящее время во многих отраслях народного хозяйства, в органах государственного управления, в акционерных обществах, банках и т. д.

В числе первых выпускников подготовительного отделения были В. И. Бардаков, Н. А. Бака, Н. В. Дмитренко, Н. Б. Исачкин, А. И. Мадовский, В. В. Фролов, А. Н. Гаркуша, Д. П. Мусияченко, А. И. Николаенко, Н. В. Лашин, С. Ф. Синческу и др., которые впоследствии стали крупными руководителями производства. Выпускники ПО пополняли также педагогические кадры родного вуза. На кафедрах института в разные годы работали или продолжают работать Н. Т. Пивень, О. Н. Клинтухов, А. И. Кожухов, Н. А. Яковлев, Т. М. Гришаева (Протасова), Т. Н. Комардина (Омельченко), В. Л. Знаменев, А. И. Гринева, А. М. Гиш и др.


Заведующий подготовительным отделением И. И. Буряк и руководитель филиала подготовительного отделения в г. Армавире А. Ф. Бардышева

Историю подготовительного отделения творили своими талантом и трудом педагоги-энтузиасты, люди с большим сердцем, бескорыстно и самозабвенно любящие свое дело. Здесь могли работать только те, кто, не считаясь со своим личным временем, терпеливо и настойчиво обучали и воспитывали молодежь. Это была нелегкая задача: на подготовительном отделении многие абитуриенты возобновляли учебу лишь после 10—15 лет перерыва (на ПО были вечерняя и заочная формы обучения). На подготовительном отделении в разные годы работали преподаватели кафедр: математики — Н. Н. Авакимян, В.В Акулова, В. В. Алхутов, Т. В. Андреева, А. В. Братчиков, Л.В.Егорова, Н. Г. Иващенко, Ю. И. Коновалов, Л. Е. Лихогрудова, А. В. Мартыненко, Н. А. Машняга, О. В. Недолужко, С. М. Остроушко, И. А. Пальщикова, С. А. Свободина, Н. В. Широкорядова, Г. М. Шнеер; физики — А. И. Гаврилов, И. П. Диденко, Г. В. Запорожец, Е. С. Киселева,А.С. Магомадов, А. М. Маркин, П. А. Осюшкин, Л. Л. Рыкова, Е. В. Рыкова, И. Ю. Санжировский, Е. В. Сердюк, А. А. Федоров, В. Г. Чередниченко, Е. В. Хайрюзова; химии — З. Г. Баранова, Т. Н. Боковикова, В. А. Бурцев, М. В. Двадненко, Ж. В. Капустянская, М. Ф. Лепявко, Л. А. Марченко, Н. С. Новошинская, Ю. И. Овдиенко, С. А. Пестунова, Н. М. Привалова, Н. П. Пронина, Л. Д. Пуш, С. И. Смышляев, А. Г. Тарасенко ; русского языка — С. В. Акулова, О. А. Борисова, В. Е. Зиньковская, Г. А. Клечковская, А. М. Лимарев, О. Е. Павловская, Т. А. Паринова, Ю. А. Рыженко, Л. С. Тихойванова, Н. Н. Тертычник, И. М. Урусова, Г. Г. Цвинтарная; отечественной истории — И. И. Буряк, В. Т. Голянова, К. Н. Мельников, О. Н. Панченко, П.П.Пономарев, В.Н.Ульянова.


Группа преподавателей подготовительного отделения. 1985 г.

Заседание совета преподавателей подготовительного отделения, 2002 г.

В 1991 году в условиях глубокого экономического кризиса, социального расслоения в стране меняется статус подготовительных отделений. Они стали выполнять важную социальную задачу — обеспечение эффективной довузовской подготовки молодежи, нуждающейся в социальной защите и государственной помощи (сироты, инвалиды, беженцы, военнослужащие, малообеспеченные, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, представители репрессированных народов и т. д.). Подготовительные отделения стали единственной бесплатной формой довузовской подготовки. Слушателям выплачивалась стипендия, предоставлялось общежитие. Они зачислялись в число студентов первого курса на льготных условиях.

Несмотря на резкое ухудшение финансового положения высшей школы РФ в 90-е годы, значительное недофинансирование системы высшего образования, в условиях, когда многие вузы отказывались от подготовительных отделений, в КубГТУ подготовительное отделение было сохранено.

Новое поколение слушателей и выпускников подготовительного отделения поддерживали традиции рабфаковцев прошлых лет. Они успешно учились, являлись стипендиатами Президента РФ, администрации края, ученого совета КубГТУ, крупных предприятий Кубани. Многие активно участвовали в общественной жизни университета и своих факультетов (студенческий совет, профком, КВН, художественная самодеятельность, стенная печать).

На рубеже 20-21 века после распада СССР в условиях коренного социально-экономического и политического реформирования Российского государства и общества, глубокой модернизации системы высшего образования страны проблемы организации социальной защиты и адаптации молодежи к новым условиям, формирование ее мировоззрения приобретают все большее значение. В целях реализации этих задач, усиления социального фактора в деле образования и воспитания студенческой молодежи, в решении задач гуманизации и гуманитаризации, создания условий для оптимальной адаптации вчерашних школьников к условиям высшей школы в КубГТУ в 1999 году был создан Факультет социальной адаптации молодежи (ФСАМ). Основные направления работы факультета были определены Ученым советом университета: содействие решению проблем гуманитаризации и гуманизации образования, духовного развития личности и творческого потенциала будущих специалистов с высшим образованием посредством их активизации в самопознании и совершенствовании; развитие студенческого самоуправления; прогнозирование социальной ситуации и снижение социальной напряженности в обществе и коллективе университета; локализация социального неблагополучия; обеспечение адресной правовой, психологической, информационной, образовательной, материальной, финансовой помощи, противодействующей проявлению и распространению деструктивных факторов в молодежной среде (наркомании, алкоголизма, вредных привычек, бездуховности, правонарушений, проституции); создание условий для социальной адаптации слушателей, студентов, аспирантов, согласование их ожиданий и требований, самооценок и притязаний с возможностями социальной среды и, прежде всего, коллектива преподавателей и сотрудников университета; изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки и консультативной помощи; содействие работе студенческих общественных организаций, клубов, объединений; рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха студентов; информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации (стенных газет, радио, телевидения и др.); обеспечение вторичной занятости студентов (трудовой и социально-значимой); проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи; поиск и предоставление адресов квартир и «уголков» для проживания студентов и т. д.

По форме и содержанию создание факультета стало отражением инновационных процессов, зарождающихся в системе высшего профессионального образования Кубани. Это была попытка заполнить вакуум в организации воспитательной работы студентов, образовавшийся в результате прекращения этой деятельности в вузах России в переходный период.

В состав ФСАМ вошли созданные ранее и работающие структурные подразделения университета: подготовительное отделение, лаборатория социологических исследований, музей и вновь организованные: психологическая служба, отделение начальной профессиональной подготовки, студенческая биржа труда, студенческое квартирное бюро.

Деятельность вновь созданного факультета в КубГТУ позволила решить многие возникающие проблемы социального и воспитательного значения. Она не осталась не замеченной. Опыт работы КубГТУ в направлении социальной адаптации студентов и оказания ей помощи был одобрен и распространен на образовательном пространстве Кубани.

Департамент образования и науки Краснодарского края обратил внимание на работу созданной в вузе психологической службы, которую возглавила ассистент кафедры философии Е.В. Крутых. Психологической службе было поручено на основе вузовских разработок подготовить проект Положения о психологической службе вузов Кубани. Положение было одобрено Министерством и распространено в вузах Краснодарского края.

В 2004 г. подготовительные отделения решением Минобрнауки РФ при вузах страны, в том числе и в КубГТУ, были упразднены.

Прекращение деятельности подготовительных отделений и по своей сути игнорирование интересов социально не защищенной молодежи вызвало в обществе протест. Поэтому Президент страны В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость возрождения подготовительных отделений. В своем ежегодном послании в 2005 году он обязал Правительство решить этот вопрос.

В 2006—2007 учебном году подготовительные отделения были воссозданы в высших учебных заведениях (по выбору Ученых Советов) и призваны обеспечивать подготовку к поступлению в вузы военнослужащих по контракту, уволенных из РА. В КубГТУ был проведен мониторинг. В связи со слабой востребованностью подготовительного отделения в нашем регионе среди уволенных в запас сверхсрочников, ректорат принял обоснованное решение не возобновлять подготовительное отделение в КубГТУ.

Вместе с тем, оценивая положительный опыт работы в направлении социальной адаптации студентов, накопленный на факультете социальной адаптации молодежи, Ученый совет КубГТУ принимает в 2004 году решение преобразовать ФСАМ в Центр социальной адаптации молодежи. Руководителем центра назначен заместитель проректора по молодежной политике и связям с общественностью (с 2006 года — зам. проректора по воспитательной работе и молодежной политике) к.и.н., профессор кафедры истории и социальных коммуникаций И. И. Буряк, который до этого возглавлял подготовительное отделение и ФСАМ (с 1985 по 2004 гг.).

В период формирования ЦСАМ в связи с открытием в университете специальности «Социология» Лаборатория социологических исследований — одна из старейших вузовских лабораторий в системе высшей школы СССР и России — была передана на социально-гуманитарный факультет.

На протяжении всех лет существования ФСАМ и ЦСАМ здесь проводилась и продолжает осуществляться многоплановая и целеустремленная деятельность по реализации молодежной политики в университете, которая является важнейшей составной частью Национальной программы развития высшей школы России на период до 2020 года. Работа проводится в нескольких направлениях.

Психологическая помощь

Исключительно важное значение в адаптации студентов к особенностям и условиям вузовского образования, его дальнейшей гуманитаризации и гуманизации имеет психологическая служба. Психологическая служба призвана обеспечивать психологический мониторинг социального развития университета, выявлять основные проблемы и причины их возникновения, предлагать пути, методы и средства их разрешения и, тем самым, обеспечивать гармонизацию социально-психологического климата в студенческих коллективах. Она содействует формированию у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию и самовыражению. Работа психологической службы строится по следующим направлениям: психологическое просвещение и профилактика, психологическая диагностика, психологическое консультирование (при необходимости с элементами коррекции). На базе психологической службы создаются группы психологической поддержки, тренинговые группы по развитию определенных основополагающих качеств личности, организуются релаксационные занятия и т. п.

По направлению «Психологическое просвещение и профилактика» в КубГТУ организуются лекции, беседы со студентами, просмотр видеофильмов и т. д. По направлению «Психологическая диагностика» проводятся пилотажные исследования уровня и практики социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Материалы исследований, а также рекомендации и предложения психологической службы используются в работе ректората, факультетов, кафедр, отделов, общественных организаций.

Большое значение в социальной, профилактической и воспитательной работе имеют индивидуальные консультации психолога со студентами.

Определенную помощь оказывает Психологическая служба в работе центра довузовской подготовки. Психологи проводят профориентацию абитуриентов на всех этапах деятельности приемной комиссии: в дни открытых дверей, на форумах «Создай себя сам», в период приема документов и выбора специальностей.

В настоящее время психологическая служба передана под непосредственное руководство проректора по Международной деятельности и молодежной политике, профессора Т.В. Бархатовой и ее возглавляет педагог-психолог О.В. Панкратова.

Студенческая биржа труда: вторичная занятость и трудоустройство студентов

В целях обеспечения вторичной занятости студентов и, прежде всего, трудовой занятости (по совместительству с учебой, т. е. за пределами учебного времени), и на этой основе улучшения их материального (финансового) положения в ЦСАМ осуществляет свою деятельность студенческая биржа труда. Основными задачами студенческой биржи труды являются:

  • обеспечение вторичной трудовой занятости студенческой молодежи;
  • изучение рынка труда;
  • формирование банка данных о вакансиях рабочих мест на предприятиях и организациях Краснодарского края;
  • обеспечение контроля за соответствием условий работы студентов нормам Трудового Кодекса РФ;
  • формирование банка данных студентов КубГТУ, желающих работать.

С помощью биржи студенты трудоустраиваются на работу по рабочим специальностям, востребованным в КубГТУ (лаборанты, операторы ЭВМ, уборщики), на предприятиях г. Краснодара или выполняют неквалифицированную работу. Студенты работают во второй половине дня, в вечернее время, в выходные дни, а также в период каникул.

С 2004 года биржа труда перешла на договорные отношения с промышленными предприятиями. Заключены договоры о временном трудоустройстве студентов с предприятиями: ОАО «Кубаньхлебпром», Краснодарский электроремонтный завод, ЗАО «Плавленые сырки «Краснодарский» и др. В 2007 году был заключен договор о временном трудоустройстве студентов КубГТУ с ГУП КК «Крайтехинвентаризация». На работу в данную организацию был направлен студенческий сервисный отряд в составе 15 человек, который успешно выполнял работу.

Студенческой биржей труда проведены мониторинги вакансий рабочих мест на Internet-сайтах работодателей, а также в специализированных изданиях по трудоустройству: «Работа и учеба», «Работа для всех», «Из рук в руки», «Работа для вас». В 2007 году была оформлена подписка на газеты «Работа + Консультации» и «В Краснодаре Есть работа». В указанных изданиях биржа использует информацию о вакантных рабочих местах. За текущий период в газетах и Internet-сайтах отобрано 105 объявлений о вакансиях.

Установлены также деловые контакты с ГУ КК «Молодежный кадровый центр». Проведены совещания с представителями кадровых агентств г. Краснодара: «Анкор», «Экконс», с представителями краевой молодежной биржи труда. Заключены также договоры с рекламными агентствами: «Главмедиа», рекламной группой «Атмосфера», «Active Point», «О’кей-пресс», «RMD» на трудоустройство студентов КубГТУ промоутерами.

Представители студенческой биржи труда участвуют также в ярмарках вакансий и других мероприятиях, содействующих поиску рабочих мест и трудоустройству студентов.

Информация о деятельности студенческой биржи труда размещена в университетской и краевой молодежной газетах, а также в газете «Студенческая Пристань».

Студенческая биржа труда активно работает в направлении формирования студенческих трудовых отрядов. Студенческие трудовые отряды — это мощное молодежное движение. Решение о создании первого студенческого отряда было принято 13 октября 1958 года на 9-й отчетно-выборной конференции комсомольской организации физфака МГУ. Первые профильные студенческие отряды появились в СССР в 1963 году. Студенческий профильный отряд на Кубани впервые был создан на базе Краснодарского политехнического института в 1964 году. Активное развитие движения продолжалось до 1991 года. В 1991 году прекратилась деятельность отрядов во многих регионах РФ. Только в 2000 году в регионах, а в 2003 году на федеральном уровне началось возрождение движения студенческих отрядов РФ. В 2002 году наш университет стал инициатором возрождения студенческих строительных отрядов в Краснодарском крае. Были сформированы два студенческих отряда для ликвидации последствий наводнения. Это явилось толчком для их развития. В 2004 году в КубГТУ удалось сформировать уже 4 отряда, в 2005 г. — 5, в 2006 — 10.

Весной 2007 года в КубГТУ был сформирован 21 строительный (трудовой) отряд общей численностью более 700 человек. На факультетах ИЭК и ПБРБ было сформировано 7 сервисных отрядов. Бойцы строительных и сервисных отрядов выполняли общестроительные и монтажные работы на объектах Краснодарского края, а также трудились в сфере обслуживания населения.

С 5 по 8 ноября 2007 года КубГТУ принял участие в V Слете всероссийских студенческих отрядов. На Слете, а также на краевом фестивале СТО университет был признан лидером по формированию студенческих отрядов и получил дипломы и грамоты в номинации «Лучший студенческий строительный отряд», «Лучший комиссар строительных отрядов». Большая группа студентов КубГТУ была награждена грамотами.

В 2013-2014 гг. студенческий отряд «Зодчий» принимал активное участие в работе на олимпийских объектах в Сочи. Работа студентов была высоко оценена представителями Олимпийского комитета, а также Администрацией Краснодарского края.

В 2015 году было сформировано 49 студенческих трудовых отрядов, в которых было занято около 1000 студентов. Участники трудовых отрядов работали на объектах предприятий строительного комплекса края, а также выполняли ремонтные работы в вузе. ССО «Зодчий» и «Атлант» успешно работали на объектах международного значения, в том числе на Компрессорной станции «Казачья», газотранспортной системы «Южный коридор». Все работы выполнены с высоким качеством. Бойцы ССО и ректорат КубГТУ награждены Почетными грамотами и Благодарственными письмами.

Студенческое квартирное бюро: поиск и предложения студентам частных квартир

С августа 2004 года в КубГТУ работает студенческое квартирное бюро (СКБ), которое ведет поиск и предлагает студентам квартиры и «уголки» для временного проживания. База данных постоянно пополняется. Только в августе—ноябре 2007 года поступило от квартиросдатчиков более 400 заявок для размещения студентов очной формы обучения и более 110 — для студентов заочной формы обучения. Всего студенческое бюро ежегодно размещает на квартирах более 500 студентов.

Деятельностью студенческой биржи труда и студенческим квартирным бюро руководит М.Г. Шелудько.

Музей — важное звено в воспитательной системе КубГТУ

В структуру ЦСАМ входит музейный комплекс КубГТУ. В настоящее время он играет важную роль в организации воспитательной работы в вузе и, в частности — военно-, гражданско-патриотического, нравственного, эстетического воспитания студентов.

Первый среди вузов Кубани музей, открытый 5 ноября 1987 года в небольшой аудитории в главном в то время учебном корпусе по ул. Красная, 135, не имел завершенного вида и отражал лишь отдельные, разрозненные фрагменты богатой и многогранной истории вуза. Потребовалось немало усилий, средств и времени, чтобы «первенец» рос, развивался, обогащался экспозициями, экспонатами и коллекциями, расширял свои площади и превратился в важнейшее воспитательное и информационное подразделение КубГТУ, стал его гордостью и своеобразной визитной карточкой

 
Первый проректор КПИ профессор В. Г. Лобанов и ветераны ВОВ
С. Е. Богатов, Е. П. Косовская, М. А. Делекторская открывают музей

В музее проведена масштабная творческая работа, и сегодня он представляет из себя обширный комплекс из трех тематических выставочных залов: Музея истории КубГТУ (1987 г.), Музея науки КубГТУ (2003 г.), Политехнического музея (2013 г.). В фондохранилище музея размещается более трех тысяч экспонатов, которые периодически обновляют экспозиции.

Музей хранит, экспонирует и активно пропагандирует многочисленные письменные документы, фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы, монографии, книги, учебно-методические программы, инновационные проекты, научные открытия и изобретения, промышленные образцы техники и оборудования или их модели, лабораторные и научно-технические средства обучения, научных исследований и контроля знаний обучаемых, а также награды ученых, педагогов, аспирантов и студентов по итогам их участия в международных, федеральных, окружных и региональных научных конкурсах, проектах, площадках, форумах и т.п. Часть экспонатов является уникальными артефактами (оригинальными образцами). Например, в историческом зале музея бережно хранится диссертация на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук Василия Степановича Пустовойта, впоследствии известного во всем мире ученого, академика, новатора в селекции высокоурожайных и высокомасляничных сортов подсолнечника. Диссертация защищена 25.06.1939 г. в диссертационном совете Краснодарского института виноделия и виноградарства (КИВИВ). Таким образом, мы получили доказательство высокого уровня научных исследований, проводимых в нашем вузе еще в предвоенные годы. Множество бесценных экспонатов (от железной мотыги до первого ноутбука) настоящих раритетов — свидетелей древности, а также изготовленные в новое и новейшее время (XIX в. и ХХ в.), демонстрируются в Политехническом музее.

В музее хранятся конкретные достижения выдающихся ученых вуза в области образования, науки, техники и технологии, известных как в России, так и за рубежом. Это, прежде всего, профессор Б.Л. Розинг, основоположник мирового электронного телевидения, основатель и первый ректор Кубанского политехнического института; Н.А. Шапошников — математик с мировым именем, ректор Северо-Кавказского политехнического института (СКПИ); Ф.А. Щербина — ученый-историк и статистик; лауреаты Сталинской (Государственной) премии А.А. Шмук, А.М. Фролов-Багреев и Ю.Г. Корнилов; лауреаты Ленинской премии А.А. Мержаниан и Г.Г. Агабальянц. Навсегда в историю университета вписали свои имена: заслуженные деятели науки и техники и заслуженные деятели науки Российской Федерации: В.Г. Щербаков, Л.А. Бадовская, Н.С. Арутюнян, И.П. Выродов, Б.Х. Гайтов, И.Г. Мохначев, Ю.М. Проселков, Е.П. Кошевой, Г.И. Касьянов, А.С. Трофимов, В.М. Шляховецкий, И.Я. Куценко; ученые — заслуженные изобретатели России: Ж.М. Бледнова, В.П. Бородянский, И.П. Слободяник, В.Г. Кульневич, В.Н. Данилин, Г.Ф. Музыченко, В.Ф. Черных, В.В. Деревенко, Ю.Ф. Росляков; заслуженный деятель культуры РФ писатель Б.Е. Тумасов; прославленные своими открытиями ученые: П.Г. Асмаев, А.В. Титов, Я.В. Быков, П.И. Никитин, А.Ю. Шаззо, Г.Т. Вартумян и многие другие. К сожалению, перечислить в кратком предисловии имена всех выдающихся ученых не представляется возможным по понятным причинам. Однако от этого их значение и заслуги в истории вуза нисколько не умаляются.

Получая поддержку ректората и общественности, организаторы музейного дела пребывают в постоянном творческом поиске, расширяют и совершенствуют свою деятельность, зону влияния и поиск новых музейных технологий. Например, инновационным решением, значительно повысившим имидж и интерес к инженерному труду, научно-техническому творчеству, университетскому музею, стал реальный и виртуальный показ в Политехническом музее важнейших достижений науки и техники, открытий и изобретений, изменивших мир, что, несомненно, носит исключительно позитивное общественное значение для технического вуза — кузницы инженерных кадров и интеллектуальной элиты общества. Сегодня дополнительную информацию о КубГТУ и музее можно получить, также ознакомившись с виртуальным музеем КубГТУ, размещенном на сайте КубГТУ во всемирной сети Интернет, а также на информационных порталах в учебных корпусах.
С 2014 года музей включил в сферу экскурсионного обслуживания Зал редких и ценных книг, в котором собрано около пяти тысяч уникальных книжных изданий конца XVIII — начала XX веков по естественным и гуманитарным наукам из фонда научно-технической библиотеки КубГТУ — одной из самых крупных на Северном Кавказе. Например, на выставке демонстрируется красочно иллюстрированная и богатейшая по своему содержанию книга «Ботанический словарь», изданная Вольным экономическим обществом в 1795 г. Уникальным раритетом являются также «Рукописные лекции по строительной механике», прочитанные в 1881 г. основателем русской школы инженеров-машиностроителей профессором И.А. Вышнеградским в Санкт-Петербургском технологическом университете. Коллекция книг, с которой вас ознакомят — гордость и великое интеллектуальное богатство нашего вуза.

Музей КубГТУ не замыкается на собственных проблемах. Он строит свою работу в тесном контакте с музеями других вузов, а также средних общеобразовательных школ, оказывает организационную и методическую помощь при создании ими своих собственных музеев. В повседневной работе наш музей опирается на опыт работы Государственного Краснодарского краевого музея-заповедника им. Е.Д. Фелицина и народного музея им. братьев Степановых в г. Тимашевске. На этой основе в вузе накоплен богатый опыт музейной просветительской работы, патриотического и гражданского воспитания молодежи. Деятельность музея получает высокие оценки со стороны Минобрнауки России, администрации и общественности Кубани: музей КубГТУ стал лауреатом Российского межвузовского конкурса музеев, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации, занял первое место в Краснодарском краевом конкурсе музеев патриотической направленности, посвященном 70-летию Великой Победы, награжден множеством Почетных грамот администрации и общественных организаций Кубани и МО город Краснодар.

Все это послужило основанием для принятия решения Ученым советом КубГТУ об объявлении нашего музея «Экспериментальной площадкой по разработке и апробированию инновационных методов и средств патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи». Этот инновационный проект университета расширяет перспективы и возможности дальнейшего развития музея. Наряду с этим он ставит и новые задачи, повышает требования к уровню организации музейного дела, интеллекта и профессионализма его организаторов.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов — приоритеты в деятельности ЦСАМ

Сотрудники ЦСАМ проводят активную работу по патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию студентов. Она организуется в трех направлениях:

  1. В тесном взаимодействии с университетской ветеранской организацией имени Героя Советского Союза В.В. Козлова и Объединенным советом обучающихся (ОСО) реализуется большая программа по патриотическому воспитанию студентов в рамках выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» и Закона Краснодарского края «О патриотическом воспитании в Краснодарском крае», принятый 30 декабря 2013 г. Эта программа ежегодно рассматривается и утверждается на Ученом совете университета по представлению проректора МДиМП профессора Т.В. Бархатовой. В ее разработке непосредственно участвует также ЦСАМ, ветеранская организация и ОСО.
  2. Центр социальной адаптации молодежи формирует обширный студенческий актив. При его содействии и непосредственном влиянии работают первичные организации ДОСААФ, а также ветеранских организаций города Краснодара и Кубани, волонтерские и поисковые отряды, кинолекторий, студенческий клуб «Патриоты России», дискуссионный клуб «Прометей», литературная гостиная «Светлана» и др.
  3. Организация выпуска стенных газет университета институтов и факультетов, а также оформление наглядной агитации и информационных материалов, посвященных проблемам патриотического и духовно-нравственного воспитания. С особым интересом студенты и сотрудники университета ждут студенческих стенных газет, которые оформляются студентами в праздничные и юбилейные дни. Эти газеты носят не только информационный и юмористический характер, они имеют сатирическую направленность, критически оценивают и высмеивают негативные факты, вредные привычки и асоциальные явления, имеющие еще место в студенческой и преподавательской среде. Студенты возродили старые традиции рукописных газет. С 1943 года в КИПП регулярно выходили рукописные студенческие газеты «Кузнеца кадров», «Механик», «Технолог», сатирические газеты «Перо», «Оса», «Пилюля» и др. Выходил также научно-популярный рукописный журнал «Ракета».

В последние годы выпущено более 30-ти студенческих стенных газет. В их оформлении активное участие принимали студенты и аспиранты университета: Щипанова Анна, Белоусова Светлана, Мартюк Андрей, Динисламов Роман, Яреско Анна, Ястребов Михаил, Рафейчик Анна, Шульга Ирина, Алтухова Виктория, Хачатурян Карина, Молчан Елена, Рославлева Марина, Шупляк Павел, Суетина Ольга, Марадута Анна, Гармаш Иван, Коновалова Ольга, Шарлай Денис, Степаненко Сергей, Ижболдин Алексей, Варламов Сергей, Шульга Наталья, Никитина Наталья, Шелудько Мария, Чумак Ольга. Исключительно большой вклад в информационное обеспечение деятельности ЦСАМ, его подразделений и студенческих газет вносили и продолжают вносить студенты: Гармаш Иван, Шурупов Вадим, Белоусова Наташа, Ильичев Сергей, Кирий Виктория, Щука Вадим, Гонта Ксения, Юнда Елена, Бугаев Кирилл и многие другие. В последние годы студентами выполняются фотографические работы в интересах всего университета. Они тем самым вносят свою лепту в работу пресс-службы университета.


И. С. Гармаш

Выпускники КубГТУ — активные участники выпуска стенных студенческих газет: слева направо Н. Никитина, к.т.н. С. Варламов, к.т.н. Щипанова А., Буряк И. И. — директор ЦСАМ, Н. Шульга

Группа студентов — членов редколлегии стенгазеты

В КубГТУ ежегодно проводятся смотры-конкурсы на лучшую студенческую газету факультета.


Важным достижением деятельности ЦСАМ является привлечение к воспитательной работе обширного студенческого актива. В 2015 году различной деятельностью в направлении патриотического и духовно-нравственного воспитания заняты более 600 студентов-активистов в сферу воспитательной деятельности ЦСАМ вовлекает также более 100 ветеранов войны, боевых действий, военной службы и труда, а также более 250 сотрудников.

Формирование университетского имиджа — важное направление в работе ЦСАМ

Подразделения Центра социальной адаптации молодежи принимают активное участие в работе по укреплению и развитию имиджа университета, его привлекательности для абитуриентов и работодателей. Одно из направлений в работе — подготовка и обеспечение участия КубГТУ в краевом форуме «Создай себя сам», который организует Министерство образования и науки Краснодарского края. С первого года организации форумов (1997 г.) ЦСАМ оказывал решающее влияние на формирование концепции содержания демонстрационных материалов и их эстетическое оформление. Развернутые экспозиции университета неизменно получали и продолжают получать высокую оценку Администрации Краснодарского края, города Краснодара и организаторов форума.


На форуме «Создай себя сам» — 2007 г. Слева направо: Ю. Ф. Росляков, Л. И. Цей, Г. Д. Золина, В. Г. Лобанов, А. А. Петрик, М. Б. Астапов, В. С. Симанков
 
Студенты СГФ на Форуме-2007

С 2014 года меняются концептуальные требования к оформлению выставки, которые потребовали более глубокого эстетического оформления и экспозицию КубГТУ на форуме передали профессиональным организациям. Однако, экспозиции, связанные с демонстрацией патриотического и нравственного воспитания студентов в полном объеме оформляется сотрудниками ЦСАМ.

ЦСАМ внедряет новые формы и направления работы: создан кабинет здорового образа жизни и профилактики наркомании, разработана программа помощи молодым семьям, введена постоянная рубрика в газете «Университетские вести КубГТУ», созданы экскурсионное бюро музея и студия изобразительного искусства, дискуссионный клуб, клуб «Любителей российского кино», дизайн-бюро и т. д.

Большую конкретную помощь в работе ЦСАМ оказывает Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю, краевая студенческая биржа труда, Департаменты молодежной политики при администрации Краснодарского края (Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края) и г. Краснодара.

Центр социальной адаптации молодежи и его многогранная деятельность вносят определенный вклад в создание полноценной социально-педагогической и воспитывающей среды, высокого морально-психологического климата в коллективе студентов и сотрудников КубГТУ.

Деятельность университета по организации социальной адаптации молодежи, социальной защиты и помощи студентам получила положительную оценку. Опыт этой работы обобщен Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю и Департаментом образования и науки Краснодарского края. Директор ЦСАМ, Почетный работник высшего профессионального образования России, к.и.н., профессор И.И. Буряк удостоен звания «Почетный работник службы социальной защиты населения Кубани».