Интервью с президентом КубГТУ профессором Владимиром Лобановым

Онлайн-образование, становление которого началось в стране около 10 лет назад, в условиях пандемии получило новый импульс развития. Все произошло очень резко, быстро. В сфере образования возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь и сейчас». Форс-мажорная ситуация максимально мобилизовала работников образования для организации необходимых условий обучения.

С какими трудностями столкнулись в вузе с введением режима дистанционного обучения? Как удалось настроить эффективный учебный процесс, и что уже сделано? О том, как происходит трансформация образования в условиях пандемии, мы узнали у президента КубГТУ Владимира Григорьевича Лобанова, доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой биоорганической химии и технической микробиологии.

В.Г. Лобанов: «Кубанский государственный технологический университет, как все вузы России, в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», с 17 марта 2020 года перешел на обучение с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий. Пандемию, естественно, никто не ждал, все это было неожиданно, и было очень не просто. Но уже можно подвести первые предварительные итоги. Если в целом оценивать этот период, то я считаю, что наш университет справился с переходом на дистанционную форму образования. Здесь я выражаю слова благодарности многим людям. Прежде всего, отмечу работу всего ректората: от ректора, который лично возглавил это направление, до всех рядовых сотрудников. Большая нагрузка легла на специалистов управления информатизации (руководитель — Данильченко В.Д.), которые и технически, и программно смогли обеспечить этот переход. Аппаратно-программный комплекс цифрового кампуса, созданный в университете, позволил оперативно нарастить мощности сетевых ресурсов, обеспечивающих организацию проведения учебного процесса исключительно в дистанционной форме.

Ответственно к этому отнеслось и подавляющее число студентов. Им также было непросто, но они справились с этой задачей, хотя им пришлось обучаться, что называется, «на ходу».

Отдельно отмечу работу профессорско-преподавательского состава: на их плечи выпала колоссальная дополнительная нагрузка. Скажу по собственному опыту: читать лекции и проводить лабораторные занятия в дистанционном режиме очень не просто. Мы привыкли к «живому» общению, диалогу со студентами. Это очень важно, а главное — позволяет оперативно реагировать на их реакцию, то есть «чувствовать аудиторию». И главный вывод — практически все методическое обеспечение было почти полностью готово!

Это явилось результатом многолетней работы коллектива. Данное направление курирует проректор по контролю качества образовательной деятельности и дистанционному обучению доцент Коновалова Т.В. У нас в университете эффективно на протяжении ряда лет работает факультет повышения квалификации (в настоящее время — управление дополнительного профессионального образования). Этот коллектив возглавляет профессор С.А. Ильинова. Сотни преподавателей нашего университета (свыше 250 человек в год) прошли повышение квалификации. И прежде всего, это подготовка для проведения занятий в дистанционном режиме. И мне хотелось бы подчеркнуть, что в этом коллективе работают творческие люди, которые знают и умеют обеспечить процесс повышения квалификации на высоком уровне. Хотелось бы выделить двух ведущих специалистов:

Рыхальского Ю.С. и Кабанову С.В., которые работают очень эффективно в этом подразделении практически с первого дня его функционирования.

Также в КубГТУ был разработан уникальный аппаратно-программный комплекс «Электронная кафедра». Скажу, что в этой системе работает большая часть преподавателей. «Электронная кафедра» имеет очень широкие возможности. Даже тем людям, которые не очень хорошо знакомы с информационными технологиями, было достаточно легко адаптироваться к новым правилам.

Конечно, не все сначала шло гладко. Зачастую были сбои в работе комплекса, особенно во время второй и третьей пары, также трудности с загрузкой презентаций. Но эти проблемы, в целом, мы в основном преодолели. «Электронная кафедра» позволяет полностью моделировать учебный процесс в виртуальной среде. Приведу цифры. За период с 13 апреля по сегодняшний день проведено 12151 трансляция учебных занятий, которые посетили 151593 студента. В комплексе заложен большой потенциал, он будет использоваться в дальнейшем.

В университете успешно работает управление качеством образования (руководитель — Рогалева А.А.). Сотрудниками этого управления были обновлены аккаунты для доступа в ЭИОС КубГТУ 1068 преподавателям и 10548 студентам.

Лекции, семинары и контрольные мероприятия в виде вебинаров проводятся по расписанию. Доступ к ним возможен через активные ссылки в расписании для студентов, для преподавателей — через личный кабинет в ЭИОС КубГТУ.

В университете используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда МООДУС (Moodle), которая широко известна в мире и используется более чем в 100 странах. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением МООДУС обладает большим набором средств коммуникации.

ЭИОС КубГТУ представлена тремя «площадками»:
МООДУС;
MOODLE 1;
портал КубГТУ.

В среде МООДУС размещены ЭПМК всех дисциплин, учебные планы, методические материалы. Преподавателям и студентам предоставлена возможность общения посредством форумов, что соответствует требованиям ФГОС ВО.

По данным «Статистики» МООДУС, начиная с 17 марта 2020 сайт используют более 5500 человек.

MOODLE 1 используется для разработки, апробации и реализации дистанционного обучения посредством разработанных ранее онлайн-курсов. Процесс регламентируется локальными нормативными документами, в том числе СТО КубГТУ 2.5.2—2016 «Реализация программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», которыми установлены требования к структуре, содержанию, оформлению, разработке, экспертизе, регистрации, апробации и актуализации интерактивных ЭПМК.

ЭПМК, размещенные на платформе Moodle1, позволяют преподавателю управлять работой курса, создавать форумы, чаты, тесты, получать работы студентов, рецензировать их, оставлять комментарии, отправлять на доработку, вести журнал, отражающий деятельность студента, и т.д. На портале КубГТУ размещены ЭПМК дисциплин для студентов, обучающихся по очно-заочной форме обучения. ЭПМК, размещенные на портале КубГТУ, позволяют преподавателю размещать необходимые материалы, создавать форумы, тесты, вести журнал, отражающий деятельность студента. Также портал КубГТУ используется для контроля остаточных знаний обучающихся с использованием тестовых баз, разработанных преподавателями кафедр университета. 22 апреля 2020 г. на базе портала КубГТУ начался контроль остаточных знаний обучающихся в режиме онлайн. Протестированы 2946 студентов 1 — 4 курсов по 100 дисциплинам: 28 направлений бакалавриата, 19 направлений магистратуры, 6 специальностей.

В заключение приведу мнение старосты группы 18-ПБ-ТО1 Екатерины Грушиной.

«После того, как 11 марта Всемирной организацией здравоохранения было объявлено, что вспышка коронавируса приобрела характер пандемии, наш университет в срочном порядке перевели 16 марта на дистанционное обучение, и уже с 17 марта мы учимся в режиме онлайн.

Первая неделя нашего обучения началась в системе Moodle. Это образовательный сайт, где можно общаться с преподавателем непосредственно с помощью текстовых сообщений, задавать вопросы, отправлять домашнее задание на проверку в виде файлов и фотографий, получать лекционный материал. В этой системе можно посмотреть учебные планы, вопросы к экзаменам, методические указания по предметам, а также программы практик. Мы столкнулись с тем, что в первый же день сайт стал долго загружать страницу, а затем и вовсе перестал работать. Тогда преподаватели стали проводить занятия в других Интернет-ресурсах. В основном выбирали WhatsApp, или же студентам присылали лекции, и каждый осваивал материал самостоятельно. В первую неделю Moodle работал с перебоями, однако в течение этого времени все студенты восстановили пароли доступа и смогли наладить взаимодействие с преподавателями.

На второй неделе нашего дистанционного обучения в штатном режиме заработал Moodle, чуть позже внедрили новую систему видеоконференций BigBlueButton, интегрированную с системой «Электронная кафедра». Это онлайн-платформа, состоящая из восьми серверов видеоконференцсвязи, где осуществляется процесс обучения в виде видео- и аудиоконференций. Преподаватель создает так называемую вебинарную комнату, дает ссылку и пароль для входа студентам, они переходят и могут общаться как с помощью текстовых сообщений, так и с микрофоном или камерой. Эта неделя была непростой и для студентов, и для преподавателей, потому что все должны были настроить технические средства, гаджеты и протестировать систему в целом.

На третьей неделе дистанционное обучение еще усовершенствовали — изменили интерфейс нашего расписания предметов, он стал более удобным. Теперь студенту не нужно искать в сообщениях от преподавателя или старосты ссылку и пароль на занятие, достаточно зайти на сайт университета, перейти в расписание, выбрать свою группу, далее по ссылке осуществить вход в вебинарную комнату. Еще одним новшеством системы стала идентификация личности, то есть студент другой группы не может попасть на чужую пару, потому что для этого нужен номер зачетки и контрольное число, которое складывается из даты рождения. Процедура регистрации проходит перед каждой парой.

Обычно на лекционные занятия в системе электронной кафедры преподаватели загружают презентации, студенты переписывают материал со слайдов, а лектор рассказывает и дает пояснения. Во время семинарских занятий режим видеоконференции позволяет всем студентам отвечать подготовленный материал или обсуждать вопросы по теме.

Конечно же, в работе данной системы есть и проблемы: в часы пик (а это вторая-третья пары) сайт бывает сильно перегружен и не справляется с таким количеством обучающихся; бывает, он на какое-то время перестает работать, и занятия начинаются позже; или вообще в середине пары, буквально на полуслове, из комнаты «выбивает» всю группу, в том числе и преподавателя. Иногда у лекторов не загружается презентация, и приходится как-то обходиться без нее; у ребят возникают проблемы с доступом в Интернет, случаются неисправности компьютерных систем. Неполадки оперативно устраняются. То есть система постоянно развивается и совершенствуется.

Считаю, что, несмотря на все организационные трудности, в нашем университете прекрасно организован дистанционный учебный процесс. Нет безликих лекций, преподаватели все объясняют и отвечают на интересующие вопросы. Хочу выразить благодарность всем преподавателям, которые не «опускают руки» при первом же сбое и отключении от системы, а идут до конца, пытаются вложить нам знания и провести пару как можно интереснее и познавательнее, проводят дополнительные консультации. Онлайн-обучение оказалось более сложным делом, чем обучение очное. Потому что студент, находясь в расслабляющей атмосфере любимого дома, начинает откладывать все учебные дела на потом, у него снижается концентрация внимания и рабочий настрой, некоторые слушают лекции не за рабочим столом, а лежа в кровати или сидя за обеденным столом и грызя «гранит науки» с бутербродом в руке. Безусловно, тяжело поддерживать самодисциплину в стенах дома.

Подытоживая, хочу сказать, что дистанционное обучение организовано быстро, удобно и на хорошем уровне, но все-таки на парах лучше, и мы, как никогда, ждем начала занятий в нашем родном политехе, встреч с одногруппниками и живого общения с преподавателями. Все познается в сравнении».

21 мая 2020 в 12:25