Серебренников Анатолий Анатольевич


Анатолий Анатольевич Серебренников (1888 — 1954 гг.) — профессор Кубанского государственного технологического университета. Из служащих. Окончил реальное училище в Киеве, в 1908 году поступил в Киевский политехнический институт на механический факультет.


Юность А.А. Серебренникова была временем увлеченности молодежи романтикой полетов в небо. В начале ХХ века делала свои первые шаги только что родившаяся авиация. В 1909 году в Киевский политехнический институт поступил И.И. Сикорский, в будущем выдающийся конструктор и строить первых российских самолетов. Молодые люди сблизились на почве преданности мечте о создании аэропланов. Вокруг И.И. Сикорского сформировался кружок студентов-энтузиастов самолетостроения. Под его руководством они приступили к конструированию и постройке летательных аппаратов.


О деятельности молодежной группы И.И. Сикорского увлекательно рассказано в книге Г.И. Катышева и В.Р. Михеева «Крылья Сикорского» (М., 1992), дополненной монографии этих же авторов «Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский» (М., 1989). В 1912 году был построен наиболее удачный из первых биплан, получивший название С-6А. А.А. Серебренников принял непосредственное участие в его испытании. На Московской воздухплавательной выставке в феврале 1912 года этому самолету была присуждена высшая награда — большая золотая медаль. И.И. Сикорский получил приглашение занять пост главного конструктора Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге (РБВЗ), владельцы которого решили создать у себя центр авиастроения. И.И. Сикорский позвал с собой в столицу своих верных соратников. Все шесть человек приняли предложение своего лидера: для них открылись перспективы, о которых они не могли и мечтать.


На РБВЗ развернулась напряженная работа. А.А. Серебренников занял в ней ключевое место — он руководил чертежной — техническим отделом, прообразом современного конструкторского бюро, а также опытной мастерской-лабораторией, имевшей в своем распоряжении даже маленькую аэродинамическую трубу. Он принял самое активное участие в создании и доработке главных самолетов И.И. Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец». Это были первые в мире тяжелые, многомоторные самолеты, навсегда закрепившие за Россией первенство в создании такого класса машин. К ним восходят все современные воздушные лайнеры.


С началом первой мировой войны РБВЗ стал базой массового конвейерного выпуска тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». А.А. Серебренников был участником и соавтором их разных модификаций, усовершенствований этих машин — лучшего, самого мощного и надежного воздушного корабля первой мировой и гражданской войн.


Творчество И.И. Сикорского, А.А. Серебренникова и их друзей было прервано революцией. И.И. Сикорский уехал в эмиграцию, А.А. Серебренников в 1918 году возвращается в Киев, а в 1920 году приезжает в Екатеринодар. Он поступает в Кубанский политехнический институт (КПИ). В 1921 году защищает дипломную работу «Двигатель дизеля 110-120 НР», которая была выполнена под руководством профессора А.А. Радунга, выдающегося русского ученого-механика, выпускника Петроградского технологического института, учившегося также в Мюнхене, Цюрихе, Льеже, Дрездене, Дармштадте, Штутгарте, Париже. А.А. Радунг работал профессором Киевского политехнического института, в 1917 году был избран его ректором. Он знал своего студента А.А. Серебренникова по Киеву, и, возможно, с ним связан его переезд в Екатеринодар.


А.А. Серебренников стал работать на заводе П.В. Буковского (позднее завод им. М.И. Калинина). Одновременно начал преподавать в КПИ в качестве старшего ассистента по машиностроительному черчению. После закрытия КПИ продолжил преподавание в Краснодарском пединституте, с 1925 на технологическом отделении Кубанского сельхозинститута. Вел курсы «Заводская аппаратура», «Детали машин», «Теория механизмов и машин». В 1927 году утверждается в ученом звании доцента. С открытием Северо-Кавказского института пищевой промышленности целиком отдает себя подготовке и воспитанию поколений инженеров. Он трудился во всех вузах технологической направленности. последовательно сменявших друг друга в городе: СКИППе, Всесоюзном институте маслобойно-маргариновой промышленности, Краснодарском институте виноделия и виноградарства (КИВиВ). Он возглавлял кафедру механических дисциплин, с 1938 года — технической механики. В 1937 году утвержден в ученом звании профессора.


В 20-40-е годы А.А. Серебренников был самым квалифицированным инженером-механиком в Краснодаре. Он стал заниматься профильными для вуза научными проблемами совершенствованием машин и механизмов пищевой индустрии. Ему принадлежит изобретение эмульгатора непрерывного действия, который прошел испытания в Москве. Им получение необходимой по технологии производства эмульсии ускорялось в 150 раз. Постройка аппарата была приурочена к открытию 17 съезда ВКП9б). А.А. Серебренников разработал три варианта механизации англо-американских прессов, изобрел топливный насос для бескомпрессорных дизельных двигателей тракторов. Он получил авторское право на двигатель внутреннего сгорания без кривошипно-шатунного механизма.


Летом 1942 года в составе КИВиВ А.А. Серебренников эвакуировался в Самарканд, где продолжил учебную работу. Одновременно он преподавал в находившейся в эвакуации Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского. Вернувшись со своим вузом, он много сделал для создания механического факультета Краснодарского института пищевой промышленности, активно участвовал в восстановлении разрушенных оккупантами предприятий в качестве эксперта, консультанта и конструктора, непосредственно занимался возрождением и развитием городского трамвая, мощностей треста «Водоканал», пищепромкомбината, комбината «Росжирмасло».


Деятельность А.А. Серебренникова получила признание. С 1922 он избирался уполномоченным секции металлов на заводе им. Седина, позднее — членом завкома этого завода, членом бюро инженерно-технических работников Краснодарского масложиркомбината, членом секции научных работников Краснодарского химико-технологического института. В 1931 он был избран депутатом 9-го созыва Краснодарского городского Совета, переизбирался на этот пост еще четыре раза. В 1953 году удостоен ордена Ленина.