Кафедра русского языка

Общеобразовательная кафедра

Заведующий кафедрой

Рус-Брюшинина Инес Валентина
Кандидат филологических наук, доцент

Контакты:
350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2, ауд. А 517
Телефоны: (861) 255-10-45, доб. 2-78
E-mail: ines_Rb@bk.ru

Профессорско-преподавательский состав

Кафедра русского языка обеспечивает преподавание русского языка иностранным студентам 1-4 курсов, проводит языковую подготовку иностранных аспирантов. Преподаватели кафедры проводят обучение по двум программам дополнительного профессионального образования: «Методика преподавания русского языка как иностранного» в объеме 72 часов; «Риторика» в объеме 56 часов.

Кафедра русского языка осуществляет научное руководство по направлению подготовки кадров высшей квалификации 45.06.01.Языкознание и литературоведение (10.02.19) Теория языка.

Акулова Светлана Владимировна
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык и культура речи
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 42.03.01, 38.05.01.
Стаж работы(общий/педагогический): 38 лет.

Гордиенко Ольга Антоновна
Доцент кафедры. Кандидат педагогических наук, профессор РАЕ

Преподаваемые дисциплины:

  • Документная лингвистика
  • Русский язык и культура речи
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 46.03.02, 38.03.01, 38.03.02, 38.03.04, 10.05.03, 10.03.01, 38.03.07, 21.03.01, 13.03.01, 13.03.02, 23.03.01, 09.04.03, 19.03.02.
Стаж работы (общий / педагогический): 43 года.

Дворная Зинаида Михайловна
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык и культура речи
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 38.05.01, 38.03.02, 13.03.01, 13.03.02, 15.03.02, 09.03.01, 20.03.01
Стаж работы (общий / педагогический): 39 лет.

Зиньковская Виолетта Евгеньевна
Кандидат филологических наук, доцент

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык как иностранный
  • Русский язык и культура речи

Направления подготовки: 42.03.01, 38.03.01, 38.03.02, 23.03.03, 23.03.01.
Стаж работы (общий/педагогический): 48 лет.

Рыженко Юрий Александрович
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык и культура речи
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 42.03.01, 42.03.01, 08.03.01, 20.03.01.
Стаж работы (общий / педагогический): 37 лет.

Рус-Брюшинина Инес Валентина
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык как иностранный
  • Русский язык и культура речи

Направления подготовки: 42.03.01, 21.03.02, 21.03.01, 15.03.02, 21.03.01, 15.03.05, 23.03.03, 27.03.02, 27.03.01, 18.03.01, 08.03.01.
Стаж работы (общий / педагогический): 28 лет.

Стаценко Анна Сергеевна
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык как иностранный
  • Русский язык и культура речи

Направления подготовки: 38.03.01, 38.03.02, 21.03.02, 15.03.02, 27.03.04, 15.03.04, 27.03.02, 18.03.01, 19.03.04, 08.03.01, 20.03.01.
Стаж работы (общий / педагогический):17 лет.

Новикова Ульяна Викторовна
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык как иностранный
  • Русский язык и культура речи

Направления подготовки: 38.03.04, 10.03.01, 21.03.02, 21.03.01, 13.03.02, 15.03.02, 15.03.05, 23.03.03, 23.03.03, 27.03.02, 27.03.01, 09.03.01, 18.03.01, 19.03.03, 19.03.02, 08.03.01, 08.03.01, 20.03.01.
Стаж работы (общий / педагогический): 18 лет.

Милейко Елена Владимировна
Доцент кафедры. Кандидат филологических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык как иностранный
  • Русский язык и культура речи

Направления подготовки: 38.03.04, 10.03.01, 21.03.02, 21.03.01, 13.03.02, 15.03.02, 15.03.05, 23.03.03, 27.03.02, 27.03.01, 09.03.01, 18.03.01, 19.03.03, 19.03.02, 08.03.01, 08.03.01, 20.03.01
Стаж работы (общий / педагогический): 18 лет.

Клечковская Галина Антоновна
Старший преподаватель кафедры русского языка

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык и культура речи
  • Социолингвистика
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 39.03.01, 38.03.02, 38.03.07, 23.03.03, 23.03.01.
Стаж работы (общий / педагогический): 44 года.

Зимина Наталья Юрьевна
Старший преподаватель кафедры русского языка

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык и культура речи
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 21.03.01, 15.03.02, 15.03.05, 16.03.03, 23.03.03, 18.03.01, 20.03.01.
Стаж работы (общий / педагогический): 18 лет.

Берецкая Елена Александровна
Доцент кафедры. Кандидат педагогических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Русский язык и культура речи
  • Русский язык как иностранный

Направления подготовки: 38.03.04, 10.03.01, 10.03.01, 21.03.02, 21.03.01, 13.03.02, 15.03.02, 15.03.05, 23.03.03, 27.03.02, 27.03.01, 09.03.01, 18.03.01, 19.03.03, 19.03.02, 08.03.01, 20.03.01
Стаж работы (общий / педагогический): 24 года.

Научно-исследовательская работа

На кафедре ведётся научно-исследовательская работа. Тема исследования «Совершенствование преподавания русского языка как иностранного и как родного. Проблемы преподавания и функционирования». По итогам этой работы защищены кандидатские диссертации Рыженко Ю.А., Новиковой У.В., Милейко Е.В., Рус-Брюшининой И.В.

Направление научно-исследовательской работы кафедры всегда отвечало насущным требованиям обучения иностранцев в России. На начальном этапе создания кафедры первейшей необходимостью было создание учебно-методической литературы для иностранцев, массово начинавших приезжать в Россию на учебу. Для ее создания требовалось проанализировать типичные трудности, встающие перед иностранцами при изучении языка, а для этого следовало собрать их типичные ошибки и проанализировать пути их появления. Проделанная кафедрой работа позволила создать эффективные системы упражнений, ориентированных на формирование навыков и развитие умений в различных видах речевой деятельности на основном и продвинутом этапах обучения. Выработка стройной и взаимоприемлемой системы упражнений позволила кафедре создать серию методических указаний, которые прекрасно зарекомендовали себя и до сих пор не потеряли своей научной и методической значимости. Они и теперь продолжают использоваться кафедрой в учебном процессе в переработанном и дополненном виде. Это были годы создания в России первых фундаментальных учебных пособий по русскому языку для иностранцев, и кафедра внесла свой посильный вклад в создание пособий первого поколения.

Следующим, также общероссийским этапом научно-исследовательской работы, отразившимся в деятельности кафедры, явился анализ подъязыков различных научных областей. Эта работа включала в себя создание двуязычных и одноязычных учебных словарей для иностранцев, а также анализ лексики специальности с целью выявления ее специфики и трудностей овладения ею для создания пособий по изучению языка специальности студентом-нефилологом.

На этом втором этапе кафедра проделала важную работу по типу той, которую проделывали всесоюзные институты языкознания. Кафедрой была проведена выборка терминологической лексики из учебной литературы трех направлений: консервная промышленность, холодильная промышленность, общенаучные дисциплины (физика, математика).

Проделанная кропотливая работа позволила создать крупнейшие (для возможностей отдельной кафедры) картотеки терминов, проанализировать их, систематизировать, грамматически оформить и совместно со специальными кафедрами выпустить серию терминологических словарей по консервной промышленности (около 1200 терминоупотреблений), по холодильной промышленности (около 300 терминоупотреблений), словообразовательный словарь подъязыка физики (805 словообразовательных гнезд на основе более 3000 лексических единиц). Все эти словари явились первыми в своем роде и уникальными изданиями. Кафедра сотрудничала в создании словаря общенаучной терминологии с коллегами из Москвы и Ленинграда.

Собранная картотека терминоупотреблений, а также личные изыскания членов кафедры в области образования и функционирования терминологической лексики и лексики русского литературного языка позволили подготовить и издать серию научных статей, защитить кандидатские диссертации на темы: «Полимотивированные сложные имена существительные и прилагательные в современном русском языка» (Зиньковская В.Е., 1984 г.), «Терминология консервной промышленности» (Павловская О.Е., 1987 г.), «Обучение корневым повторам на основе словообразовательных гнезд как средству понимания и порождения специального текста (на материале подъязыка физики)» (Гордиенко О.А., 1990 г.), «Русское отономическое словообразование имен существительных и прилагательных» (Акулова С.В., 1990 г.), «Системный анализ терминологии биохимии в современном русском языке» (Пономаренко И.Н., 1993 г.).

Третий, современный научно-исследовательский период деятельности кафедры ориентирован на дальнейшее совершенствование преподавания русского языка как иностранного и как родного в духе гуманизации высшего технического образования России.

Сохраняются и активно развиваются и предшествующие направления работы кафедры: анализируется и систематизируется лексика подъязыка нефтедобывающей промышленности, продолжается активное создание методических указаний для иностранных учащихся различных технических специальностей, готовятся и апробируются новые системы упражнений с максимальным использованием современных средств наглядности и технических средств обучения, особенно для нового направления деятельности — начального этапа обучения иностранцев.

История кафедры

Кафедра русского языка была создана в Краснодарском политехническом институте Приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 05.06.1973 года. Русскому языку обучались иностранные студенты. Для них русский язык был языком рабочим, так как на этом языке проходило обучение, они овладевали выбранной специальностью, защищали диплом. До 1973 года в Краснодарском политехническом институте работала секция русского языка для обучения иностранных учащихся. Эта секция входила в состав кафедры иностранных языков, зав. секцией была старший преподаватель Квитченко Галина Порфирьевна. После возвращения института из эвакуации в Краснодарский институт пищевой промышленности прибыла первая группа иностранных учащихся (около 100 человек), это были посланцы Албании и Румынии. В 1948 — 1950 гг. стали обучаться русскому языку в нашем институте болгары, венгры, корейцы, китайцы, в 1959 г. — студенты из Монголии, в 1970 — студенты из Кубы, Ирака, Ирана, Конго, Лаоса, Камбоджи, Мадагаскара, Марокко и других стран.

С первых же дней существования кафедры преподаватели много и творчески работали над созданием методического обеспечения учебного процесса. Приобретались технические средства, разрабатывалась методика, работали все с энтузиазмом. В этом заслуга была первой зав. кафедрой доцента Геворковой Н.А.

Сотрудниками кафедры защищались кандидатские диссертации по русскому языку и классической русской литературе, затем активно читались учебные курсы по зарубежной и русской литературе, социолингвистике, русскому языку, документной лингвистике для студентов гуманитарных специальностей, создавались учебные пособия для российских студентов.

Сейчас кафедра работает по двум направлениям:
  • преподавание русского языка как иностранного с ориентацией на русскую культуру и
    российские национальные духовные ценности;
  • преподавание русского языка и культуры речи российским студентам.

Преподаватели работают над докторскими диссертациями, связанными, например, с русской литературой, с особенностями отражения в языке понятий православия и духовности, участвуют в конгрессах МАПРЯЛ, проводимых как в России, так и за рубежом.

Создаются современные интернет ориентированные учебники по русскому языку как иностранному с аксиологическими (ценностными) установками:
  • любовь к родной земле,
  • становление представления о малой родине как о ценности,
  • изучение литературы и культуры родной земли и русской классической литературы,
  • понимание истории как трудного, требующего уважения пути развития цивилизации и становления культуры.

Названные направления реализуются в следующих электронных образовательных ресурсах для изучающих русский язык иностранных студентов: «Люблю тебя, России южный край!», «Народы юга России: история, традиции и культура», «Литература юга России. Первая треть ХХ века», «Художественная литература о Великой Отечественной войне», «Кубань и Северный Кавказ в художественной литературе Х — первой половины XIX веков» и др.работах, отражающие российские духовно-нравственные традиции.

Продолжается создание учебной литературы, ориентированной на овладение иностранцами языком специальности: «Русский язык для иностранных студентов: Подъязык специальности: Нефтегазовое дело», «Научный стиль: технический профиль», «Развитие устной и письменной речи студентов первого курса технических специальностей» и др.

Создана и около 10 лет функционирует электронная «Служба русского языка КубГТУ»,в информационно-образовательном портале которой выложены в открытом доступе созданные преподавателями кафедры учебные пособия для иностранных и российских студентов, позволяющие осуществлять продвижение русского языка и литературы в России и за рубежом (о результатах продвижения говорит количество просмотров портала зарубежными преподавателями русского языка как иностранного, получившими соответствующие сертификаты на преподавание русского языка, выданные непосредственно в КубГТУ и др. вузах России, а также тех, кто узнал о существовании доступных учебников из тех публикаций кафедры, появившихся в журналах перечня WebofScience, SCOPUS (за последние 2 года в портале kubaninost.ru зарегистрировалось более 600 иностранных граждан).

Кафедрой проводятся вебинары, направленные на установление отношений с учащимися, изучающими русский язык за рубежом, а также коллегами из России и др. стран мира:
  • «Освоение ценностей русской культуры в рамках формирования аксиосферы иностранных учащихся»,
  • «Живая классика» (с преподавателями и студентами факультета филологии, философии и педагогических наук Тегеранского университета).
Под руководством доктора пед. наук профессора Т.Л. Шапошниковой кафедрой выиграны гранты-субсидии в рамках реализации целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. иведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации»:
  • «Разработка и реализация аксиологического подхода к преподаванию русского языка как иностранного и как неродного учащимся из ближнего зарубежья на основе цифровой экономики»,
  • «Ценностная составляющая русской классической литературы в формировании мировоззрения российских и иностранных студентов Южного федерального округа в ходе лекций, круглых столов и вебинаров».

Участие в грантах позволяет привлечь внимание педагогических коллективов к реализации в учебном процессе нравственных ориентиров общества, позволяет укреплять общемировое культурно-образовательное пространство, продвигать русский язык за рубежом, формировать уважение к нему в России, консолидировать деятельность педагогов.

Итоги работы кафедры за последние два года отражены в коллективной монографии «Цифровая гуманитаристика в условиях образовательной среды юга России на службе толерантности (аксиологическая составляющая в преподавании русского языка иностранным учащимся)». Готовятся к выходу материалы, позволяющие всем любителям русской литературы юга России проводить литературные вечера, посвящённые писателям малой родины, реализовывать воспитательные задачи русской литературы, помогать вхождению в ценностно-ориентированную социокультурную среду России иностранных студентов (особенно из ближнего зарубежья), обучающихся в Южном федеральном округе.

Контакты:

350072, г. Краснодар, ул. Московская 2, ауд. А 517
Телефоны: (861) 255-10-45, доб. 2-78
e-mail: k-ry@kubstu.ru , kafedrarus@list.ru