Сотрудничество и содружество: технопарки, университеты и музеи мира

В феврале — марте 2020 года в ходе поездки в Германию делегации КубГТУ в составе директора регионального школьного технопарка «Квант Кубань-КубГТУ» профессора Т.Л. Шапошниковой и директора Языкового центра КубГТУ доцента А.М. Геращенко было подписано соглашение о сотрудничестве между КубГТУ и Европейским университетом Виадрина (Франкфурт-на-Одере, Германия), а также проведена ознакомительная поездка по технопаркам Германии, крупнейшим университетам и архитектурно-техническим сооружениям.

Соглашение было заключено о совместной образовательной и научно-исследовательской деятельности; проведении научных исследований; развитии академической мобильности (обмене студентами и аспирантами, профессорско-преподавательским составом и научными сотрудниками, административным персоналом); участии в конкурсах на получение грантов различных международных организаций в области реализации международных исследовательских программ; проведении стажировок, симпозиумов, семинаров и конференций; издании учебников, монографий, студенческих научных работ и пр.

Сотрудничество способствует формированию общего образовательного пространства университетов и развитию интеграционных процессов в сфере образования, что положительно скажется на оказании образовательных услуг и проведении досуговых познавательных мероприятий в региональном школьном технопарке «Квант Кубань-КубГТУ».

Дорога к академическому совершенству: Германия. Университеты и технопарки

Одной из непреходящих академических традиций является международное сотрудничество университетов, позволяющее высшим учебным заведениям совершенствовать качество подготовки специалистов, повышать уровень проводимых научных исследований, осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с организациями-партнерами, изучать культуру и традиции других народов. Возможность такого сотрудничества определяется интеллектуальной и технологической паритетностью взаимодействующих сторон, их способностью участвовать в равноправном диалоге. В ходе своей поездки в Германию в первых числах марта 2020 года директор технопарка «Квант Кубань-КубГТУ» Т.Л. Шапошникова и директор Языкового центра КубГТУ А.М. Геращенко установили научные контакты и договорились о дальнейшем сотрудничестве с научно-исследовательскими группами университетов Германии.

Первым и самым большим в этом ряду был Берлинский университет имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin) — старейший и крупнейший в Берлине, является первым в мире университетом современного типа, воплотившим в жизнь принцип единства образования и науки. Университет был основан летом 1809 года по указу короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и по инициативе известного ученого (одного из основоположников языкознания как науки) и государственного деятеля (реформатора прусской образовательной системы) Вильгельма фон Гумбольдта.

Замысел Гумбольдта состоял в создании университета нового типа, где наряду с преподаванием теории велись бы активные научные исследования, в которых могли бы участвовать как преподаватели, так и студенты. К обучению первых 256 студентов (которые, как предполагал Гумбольдт, должны были стать всесторонне развитыми людьми, не только овладевшими всеми накопленными человечеством знаниями, но и создающими новое на основе изученного) Берлинский университет приступил осенью 1810 года. Изначально студенты нового высшего учебного заведения могли обучаться лишь на традиционных для университетов еще со времен Средневековья четырех факультетах — философии, медицины, права и теологии, но к настоящему времени число факультетов возросло до девяти, включая факультет математики и естественных наук. При этом различные естественнонаучные дисциплины получили активное развитие в Берлинском университете, ставшем одним из крупнейших научных центров Европы XIX века, уже в первые десятилетия его существования.

В этой связи следует особо отметить вклад младшего брата Вильгельма фон Гумбольдта Александра — натуралиста и путешественника, одного из основателей географии как эмпирической науки. В честь этих двух братьев старейший вуз Берлина, ранее (с 1828 года) называвшийся Университетом Фридриха Вильгельма, с 1949 года носит свое современное название. Памятники обоим братьям Гумбольдтам установлены перед главным зданием названного в их честь университета на Унтер-ден-Линден — центральном бульваре столицы Германии. Кстати, совсем рядом, на том же бульваре, находится конная статуя прусского короля Фридриха Великого, по указанию которого это здание было построено (в 1748-1753 годах) в качестве дворца для брата короля — принца Генриха, а уже через несколько лет после смерти последнего было передано его внучатым племянником (королем Фридрихом Вильгельмом III) для размещения университета, под нужды которого впоследствии неоднократно перестраивалось.

Перед парадным входом в главное университетское здание стоит памятник одному из величайших немецких ученых XIX века — врачу, физиологу и физику Герману Гельмгольцу, в 1871 году возглавившему кафедру физики Берлинского университета Фридриха Вильгельма), а на 1877-1878 учебный год избранного его ректором. Гельмгольц унаследовал от своего предшественника на посту главы кафедры физики Густава Магнуса первую в Европе по времени основания лабораторию, которую наш ел слишком маленькой и неудобной, что побудило ученого осуществить в 1877 году при поддержке правительства Германии создание настоящего дворца науки — физического института, который Герман фон Гельмгольц возглавлял до 1888 года (вплоть до своего назначения на должность президента германского физико-технического имперского ведомства).

Ныне Институт физики Берлинского университета имени Гумбольдта находится в современном здании, построенном в 2000 — 2003 годах и названном в честь Лизы Мейтнер (которая, будучи в 1926 году избранной экстраординарным профессором экспериментальной ядерной физики Берлинского университета, стала первой в Германии женщиной-профессором физики). Этот институт, наряду с институтами химии, математики, информатики и географии, входит в состав факультета математики и естественных наук и расположен в крупнейшем берлинском технопарке «Адлерсхоф».

Недалеко от основного здания института расположена его школьная лаборатория «UniLab Adlershof», в которой школьникам предоставляется возможность проведения исследований в области естественных наук (в частности, физики, химии и биологии). Многие из этих школьников впоследствии становятся студентами Берлинского университета имени Гумбольдта, в который каждый год поступают более шести тысяч человек, привлеченных какими-либо из более 170 предлагаемых вузом учебных программ. При этом около 15% из более сорока тысяч студентов и более двух тысяч преподавателей и научных сотрудников крупнейшего университета столицы Германии — граждане других государств.

На следующий день после своего визита в Берлинский университет имени Гумбольдта Т.Л. Шапошникова и А.М. Геращенко посетили Бременский университет. Сотрудник международного отдела университета Ян Нис специально для гостей из России провел экскурсию по своему университету.

Бременский университет (Universität Bremen) — крупнейший вуз самой маленькой в Германии федеральной земли Бремен. Основанный в 1971 году и расположенный в специально построенном для него современном университетском городке в северной части города Бремена.

  • Библиотека университета в Бремене (Staats-und Universitätsbibliothek Bremen)
  • Директор Языкового центра КубГТУ А.М. Геращенко и сотрудник международного отдела Бременcкого университета Я. Нис.

Университет уже с момента своего появления опирается на новейшие принципы преподавания, предполагающие междисциплинарный подход, обучение пут ем самостоятельных исследований с разработкой проектов, ориентацию на использование знаний на практике и осознание учеными своей ответственности перед обществом. Университет делится на двенадцать факультетов, предлагающих около 120 направлений подготовки, такие как технология производства, электротехника и компьютерная инженерия, управление бизнесом и многие другие. В Бременском университете обучаются более двадцати тысяч студентов, из которых около 25% приехали туда на учебу из других стран. При этом уже во время учебы многие студенты находят работу в тесно связанном с университетом (в том числе и в плане местоположения) бременском технопарке. Тесно связан с университетом и расположенный поблизости от него известный научный музей «Universum».

Следующим в списке посещений высшим учебным заведением стал Потсдамский университет.

Потсдамский университет (Universität Potsdam) — один из самых молодых в Германии, был образован в 1991 году. Расположенный рядом с Берлином город Потсдам — место рождения основателя Берлинского университета Вильгельма фон Гумбольдта — в настоящее время является столицей федеральной земли Бранденбург, а Потсдамский университет, в котором обучается порядка двадцати тысяч студентов (10% из которых — иностранцы), — крупнейший в городе и во всей земле Бранденбург. Университет был создан путем слияния двух высших школ Потсдама, а его центральные корпуса разместились в зданиях второй половины XVIII века, изначально служивших подсобными постройками (жильем для прислуги, кухнями и другими хозяйственными помещениями) находящегося на западной окраине «прусского Версаля» — парка Сан-Суси — построенного в стиле барокко Нового дворца короля Фридриха Великого (который, к слову, использовал этот дворец для официальных приемов, предпочитая для проживания гораздо более скромный по размерам дворец, давший свое название всему парку). В университете насчитывается семь факультетов, которые размещены в трех живописнейших местах Потсдама и осуществляют обучение по более чем 170 направлениям подготовки (как гуманитарным и естественнонаучным, так и научно-техническим).

В завершение своей поездки в Т.Л. Шапошникова и А.М. Геращенко приняли участие в международной научной конференции, которая проходила с 5-го по 7 марта 2020 года в Европейском университете Виадрина во Франкфурте-на-Одере.

Европейский университет Виадрина (Europa-Universität Viadrina) — продолжатель традиций существовавшего во Франкфурте-на-Одере с 1506 года университета, на латыни именовавшегося Alma Mater Viadrina (т.е. «Кормящая мать Одерская») или просто Viadrina. Этот старейший в Бранденбурге университет, студентами которого в свое время были и Вильгельм и Александр Гумбольдты, был закрыт в 1811 году — вскоре после (и в немалой степени вследствие) основания Берлинского университета. Вновь появившийся во Франкфурте-на-Одере в 1991 году университет, за неимением возможности занять исторические помещения своего предшественника (от которых за прошедшие 180 лет практически ничего не осталось), разместился в расположенных на расстоянии менее километра от него бывших административных зданиях в историческом центре Франкфурта-на-Одере (так, главный корпус университета находится в здании, построенном в 1898-1903 годах для окружного управления). В последующие годы появились и новые здания, специально построенные для нужд возрожденного университета. В этой связи следует особо отметить Collegium Polonicum — учебное заведение, расположенное в польском городе Слубице (отделенном от Франкфурта-на-Одере рекой Одером — или, на славянский манер, Одрой — и изменением границ вследствие Второй мировой войны), которое было основано в 1992 году в качестве совместной научно-дидактической площадки немецкого Европейского университета Виадрина и польского (расположенного в Познани) Университета имени Адама Мицкевича. На трех факультетах Университета Виадрина — культуроведческом, юридическим и экономическом — обучаются порядка 6500 студентов из более чем 100 стран.

Стоит отметить, что как среди студентов, так и среди преподавателей всех посещенных в ходе поездки университетов Германии имеются наши соотечественники, а сами эти университеты придают большое значение развитию международного сотрудничества, в том числе и с Россией.

Высшая школа будущего и языкового политика: Германия. Конференция в Европейском университете Виадрина

Недавно организованный при нашем вузе школьный технопарк «Кубань-Квант-КубГТУ» готов выстраивать свою педагогическую деятельность по самым передовым европейским стандартам с ориентацией на культурообразующую функцию образования. Суть любой подготовки учащихся (школьной и вузовской, дополнительной и узкопрофильной, гуманитарной и технической, сугубо производственной и эстетической) заключается в формировании образа окружающего мира и становлении человека в мире. Задача школьного технопарка, в отличие от школы и вуза, не столько образовательная, сколько просветительная. Технопарк не только вводит детей и подростков в мир техники и технологий, но и формирует личность «человека культуры», причем, не только своей национальной культуры, но и общемировой. Технопарк позволяет накопить знания и сформировать образ будущего, иными словами, является «школой будущего».

О создании «школ будущего» и развитии языковой политики, обеспечивающей взаимодействие этнокультурных сообществ в эпоху глобализации, шла речь на международной конференции в немецком университете Виадрина, на которой в качестве выступающих присутствовали директор школьного технопарка «Квант Кубань-КубГТУ» Т.Л. Шапошникова и директор Языкового центра КубГТУ А.М. Геращенко.

31-ая Международная конференции AKS (Arbeitskreis der Sprachenzentren an Hochschulen e.V. — рабочей группы вузовских языковых центров) носила называрие «Sprache. Politik. Sprachenpolitik. Der Beitrag der Sprachenzentren zur Hochschule der Zukunft» («Язык. Политика. Языковая политика. Вклад языковых центров в высшую школу будущего») проходила с 5-го по 7 марта 2020 года во Франкфурте-на-Одере, в Европейском университете Виадрина.

В полном соответствии с идеей формирования «человека культуры», учредители конференции начали утро ее первого дня с пешеходной экскурсии по историческому центру Франкфурта-на-Одере: с Европейского университета Виадрина, церкви св. Марии и возвращенными из Эрмитажа ее средневековыми витражами, с городской ратушей и с расположенным через реку польским городом Слубице (Коллегиум Полоникум) — бывшим районом Франкфурта-на-Одере.

Затем состоялось торжественное открытие конференции (выступления президента AKS доктора Петера Тишера, директора Языкового центра Европейского университета Виадрина доктора Томаса Фогеля и президента университета — профессора, доктора Юлии фон Блюменталь).

Пленарный доклад был посвящ ен роли языковой политики в международной коммуникации. Суть в том, что глобализация предполагает привлечение к совместной производственной деятельности этнокультурные сообщества, далеко отстоящие друг от друга в языковом, политическом и др. планах. И чтобы не получился эффект этакой «Вавилонской баши», люди, объединенные общей экономической программой деятельности, должны уметь договориться, владеть общим языком (языками) и общим культурным кодом.

Эта проблематика рассматривалась далее на секционных заседаниях. Собравшиеся делились опытом того, как можно подойти к преподаванию языков таким образом, чтобы владеющий иностранным языком человек мог решить в идеале любые конфликты, используя навыки переговорного процесса, а не угрозы и соответствующие им действия.
Вечером в непринужденной обстановке, за фуршетными столиками состоялось знакомство участников конференции с президентом и директором языкового центра университета. Российские участники были представлены руководству университета главой русскоязычного языкового центра при университете — уроженкой нашей страны Еленой Дорман.

На второй день конференции состоялся визит представителей КубГТУ в секретариат международного отдела Европейского университета Виадрина в целях получения контактных данных для переговоров о языковом сотрудничестве. Сотрудничество позволит так планировать и осуществлять обучение, чтобы учащийся понимал цели обучения иностранному языку и сознательно взял на себя часть ответственности за результаты этого обучения, осознавая, что его языковые знания и умения позволят в будущем наладить межнациональные контакты.
В рамках конференции отмечался официальный юбилей — 50 лет AKS, проходили мастер-классы по разработанному издательством «Pearson» и издательством Оксфордского университета тестам на знание английского языка, состоялся просмотр стендовых докладов, подготовленных в технике постерной презентации.

Представители КубГТУ выступили с докладом на тему «The Role of a Russian Technological University Language Centre in the Context of Internationalization of Higher Education» («Роль языкового центра российского технологического университета в контексте интернационализации в высшем образовании»).

Идея проведения конференции (языковая политика школы будущего) предполагала творческие встречи за круглым столом, обсуждением роли языковых центров в языковой политике, аспекты деятельности вузовских языковых центров и дополнительной индивидуальной подготовки, взаимодействия с зарубежными коллегами.

Столь представительная конференция позволила выработать перспективные планы сотрудничества на международном уровне в области преподавания иностранных языков, общей культурной и научно-образовательной стратегии в формате учебных и досуговых мероприятий (непосредственно в школьных центрах при университетах), способствовала становлению языковой политики популяризации иностранных языков в мире, овладению всемирным культурным кодом.

Путешествие к науке: Немецкий технический музей (Deutsches Technikmuseum Berlin (DTMB)

Познавательный потенциал человека огромен, возможности найти дело по душе практически безграничны, но часто бывает трудно сориентироваться в том, к чему лежит душа. Поэтому создаются музейные экспозиции, позволяющие увидеть сразу много направлений трудовой деятельности, определиться с тем, чем хочешь заниматься в жизни.

Сегодня мы знакомим вас с одним из лучших инженерных музеев мира — Немецким техническим музеем. Цель этого знакомства — навигация по техническим специальностям в ходе увлекательного путешествия в историю науки и знакомства с удивительной судьбой ученых и историями уникальных музейных экспонатов.

Немецкий технический музей был создан не так давно, в 1983 году, и назывался тогда Музеем транспорта и технологий. Сейчас он объединяет в себе собственно музей техники, Центр наук «Спектрум», Музей сахара, планетарий Цайс и Обсерваторию имени Фридриха Архенгольда. Его общая площадь составляет более 25 000 квадратных метров, что позволяет разместить 18 постоянных экспозиций. Это и серия постоянно действующих выставок: авиационно-космическая, водного транспорта, железнодорожного транспорта, энергетики, химической и фармацевтической промышленности, истории кинематографа, историческая пивоварня, компьютеры и автоматизация. Выставочные залы, посвященные технологии производства, поделены на два обширных раздела: корпусная техника и ювелирная промышленность. Имеются выставки, посвященные технологии изготовления бумаги и печати, дорогам и городскому хозяйству, развитию инженерных коммуникаций. Отдельный зал посвящен тканям и технологиям их производства. Действительно, побывав здесь, можно выбрать себе профессию!

Уникально по архитектуре стеклянное пятиэтажное здание музея, спроектированное Хельге Птицем и Ульрихом Вольтом. Вокруг музея разбит парк, в котором сохранены фрагменты железнодорожных путей бывшего депо Anhalter Güterbahhof, на территории которого построен музей.

На крыше музея укреплен бомбардировщик Douglas C-47 «Skytrain», принадлежавший антигитлеровской коалиции.

При входе в музей посетителей встречает еще один самолет — Reims/Cessna F172P D-ECJB (Cessna-172 французской сборки). Название указывает на то, что самолет был создан авиастроительной компанией американца Клайда Цессны, основанной в 1911 г. Первый полет Cessna-172 совершил в 1955 году, а с 1956 г началось его массовое производство. Он был так популярен, что за пять лет было продано 4195 самолетов! Еще Cessna-172 знаменит тем, что он является самым популярным «артистом» американского кинематографа. Недаром он стал любимым самолетом Джеймса Бонда!

Своими масштабами поражает железнодорожная коллекция музея. Паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны и другая железнодорожная техника расположилась в двух корпусах бывшего депо Анхальтского вокзала (Anhalter Bahnhof), соединенных проходами между собой и с основным музейным зданием. Одна из самых больших экспозиций коллекции «Поезда, локомотивы и люди» посвящена истории железнодорожных перевозок. Здесь представлены транспортные средства и все, что имеет отношение к железной дороге. Центром экспозиции являются более 40 старинных железнодорожных локомотивов, которые все еще пахнут копотью и машинным маслом.

Например, представленный в экспозиции паровоз типа Preußische T 0 произведен в немецком г. Касселе на заводе Henschel. В конце своей «трудовой деятельности» он был широко известен под именем «Ганновер 1907».
Само предприятие «Henschel» было открыто еще в 1810 фабрикантом Хеншелем и функционировало сначала как литейный завод. В 1816 г. оно одним из первых в Германии стало выпускать паровые машины, в 1848 г. — паровозы, а с 1905 г. — электровозы.

  • О развлечениях для детей тоже не забыли
  • Паровозная кабина в качестве учебного пособия для учеников-машинистов
  • Велодрезина для путейщиков

Вторая по величине экспозиция рассказывает об истории немецкой авиации и включает более 40 военных и гражданских летательных аппаратов. Рядом с самолетами представлена экипировка летчиков, чертежи деталей самолетов и другие интересные документы.

Самый большой самолет на выставке — Юнкерс Ю 52/3м (Junkers Ju 52/3m). «3m» расшифровывается как drei Motoren и обозначает трехмоторный. Это немецкий пассажирский и одновременно военно-транспортный самолет. Производился он фирмой Юнкерса с 1932 по 1945 годы.
Самолет получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» — «Тетушка Ю» и «Железная Анни». В годы Первой мировой самолет был усовершенствован, изготовлен в большом количестве и использовался для разведывательных и боевых полетов.

На экспозиции представлен и фрагмент самолета Юнкерс Ю-87, имевший неофициальное название «Штука». Это боевой самолет Люфтваффе Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87, который является символом блицкрига (нем. Blitzkrieg — молниеносная война). За неубирающиеся шасси с колесами, закрытыми обтекателями, напоминающими ноги в лаптях, советские солдаты прозвали его «лаптежником». Было и другое прозвище — «певун» или «шарманщик» (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», который он издавал во время пикирования). В Люфтваффе самолет получил прозвище «Штука» — сокращение немецкого «Sturzkampfflugzeug» — пикирующий бомбардировщик.

Двухмоторный тяжелый истребитель Messerschmitt Bf 110F-2, часто называемый Me 110 использовался службе Люфтваффе во время Второй мировой войны. В дальнейшем перепрофилирован и использовался как истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель. Всего построено 6170 самолетов различных модификаций. И только два самолета сейчас представлены в музеях в своем первоначальном виде. Модификация Bf 110 F-2 — это самолет дальнего действия, получивший название Zerstörer (в переводе — «разрушитель»).

Интересна история экспоната выставки технического музея — самолета Messerschmitt Bf 110F-2 5052/LR+NR. С его историей можно познакомиться на сайтах http://www.airwar.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki, откуда можно почерпнуть следующую информацию. Самолет этот был сбит наземным огнем 11 января 1943 года при нападении на советский поезд. Он был одним из четырех самолетов из 13 (Z)/JG5. Самолет получил попадания в топливные баки. Пытаясь вернуться на базу в Кемиярви в Финляндии, пилот понял, что самолет не долетит, и совершил посадку на замерзшем озере между Мурманском и Ленинградом. Экипаж был спасен на следующий день, а самолет остался на льду. Когда лед растаял, он затонул и пролежал на дне озера до 1992 года, пока его не подняли. Но в ходе операции в озере под Мурманском британским реставратором самолетов Джимом Пирсом были обнаружены два Messerschmitt Bf 110. Оба были подняты со дна и проданы в коллекцию Alpine Fighter Collection сэра Тима Уоллиса в Новой Зеландии для восстановления до летного состояния. Но они так и не были восстановлены, и в феврале 1997 г. их приобрел Технический музей Берлина. Команда вышедших на пенсию сотрудников Dornier начала их восстановление, но в процессе работы было решено сконцентрировать усилия только на восстановлении Bf 110 F-2 Werknr 5052 код LN + NR. В результате самолет получил постоянную прописку в музее Берлина.

Отдельная секция экспозиции рассказывает о вкладе Германии в освоение космоса. Здесь представлены как описание деятельности первых энтузиастов космических полетов, так и результаты работы Европейского космического агентства.

Секция, посвященная истории судоходства, располагается сразу на трех этажах музея. В ней представлено более 1100 экспонатов, часть из которых была передана из Музея транспорта и строительства и Музея океанографии. Выставка дает возможность проследить весь процесс перехода от деревянных кораблей к металлическим и от использования паруса к паровому двигателю. Широко представлены технологии современного судостроения.
Об истории металлообработки рассказывается в экспозиции «Станки». Этой экспозиции придается особое значение, потому что машиностроение было и остается важной частью промышленности Германии. Наиболее ценным экземпляром по праву является старинный английский универсальный токарный станок Whitworth, выпущенный еще в 1860 году. Он находится во временной экспозиции музея и прибыл из Научного музея Лондона. На этом станке раньше изготавливались детали для паровых машин и локомотивов. Выставка рассказывает о долгих 150 годах индустриализации Германии, о поисках и открытиях инженеров-механиков, химиков, о смене металлообрабатывающих технологий.

В разделе, посвященном информатике, можно узнать историю создания первых компьютеров, познакомиться с биографией пионера в области создания компьютеров Конрада Зузе. В центре выставки находится первый компьютер Z1, который был создан Кондаром Зузе в 1938 г.

На выставке фототехники можно проследить ее историю на протяжении почти 200 лет. Здесь представлены как различные фотографии, так и фотоаппаратура, с помощью которой они создавались. Можно увидеть старинные фотоаппараты, телеобъективы, линзы, а также камеры для подводной съемки, фотозатворы, экспонометры, пленку, пленочный фотоаппарат, а также цифровой фотоаппарат Nikon.

В музее хранится бесценный экспонат — электронная телекамера производства компании TELEFUNKEN, выпущенная еще до начала Второй мировой войны, приблизительно в 1939 г.

По оценке специалистов, изображение, получаемые такими телекамерами, было достаточно высокого качества, поэтому камеры использовались даже на улице, а не только при студийных записях.

Значительная часть экспозиции посвящена истории развития телевидения в Германии. Описаны опыты, проводимые немецким ученым Манфредом фон Арденне, создавшим еще в 1931 г. электронную систему с четкостью изображения 100 строк. Но при этом предложенная им технология передающей трубки с «бегущим лучом» заметно уступала иконоскопу русского ученого В. К. Зворыкина.

Первые изобретения в области телетрансляции были сделаны русскими учеными. Еще в феврале 1888 г. профессор Московского университета А.Г. Столетов (1839-1896) продемонстрировал внешний фотоэффект. Вслед за ним профессор Петербургского технологического института Б. Л. Розинг (1869-1933) разработал основные принципы электронной системы телетрансляции. Эти принципы не устарели и продолжают использоваться в современных телевизорах, а имя Бориса Львовича Розинга связано также и с созданием сто лет назад первого на юге России технического вуза — Кубанского государственного технологического университета.

Завершить работу по созданию электронного телевидения удалось ученику Б.Л. Розинга — В.К. Зворыкину (1889-1982), работавшему в студенческие годы у него ассистентом. В 1931 г. В. К. Зворыкин создает передающую телевизионную трубку — иконоскоп — с большим количеством фотоэлементов. После этого главная проблема в создании электронного телевидения была решена.

Интересная экспозиция посвящена известному немецкому физику, профессору, барону Манфреду фон Арденне (нем. Manfred von Ardenne; 20 января 1907, Гамбург — 26 мая 1997, Дрезден). Этот исследователь и изобретатель прославился как один из создателей телевизионной трубки; он стал лауреатом Сталинских премий (1947, 1953) и Национальных премий ГДР (1958, 1965), известен как автор 600 патентов на изобретения.

Успешным этапом развития немецкого телевидения явилась трансляция с XI Берлинской олимпиады 1936 г.

Манфред фон Арденне построил телевизионный кинопроекционный аппарат на принципе бегущего пятна (сейчас говорят «бегущего луча») и демонстрировал передачу и прием движущихся изображений с кинопленки. Его работы оказали огромное влияние на развитие электронного телевидения во всем мире.
В последние годы жизни Манфред фон Арденне был директором собственного научно-исследовательского института в Дрездене, успешно занимался созданием методик борьбы с раком.

Многие посетители называют Технический музей Германии «музеем мечты», потому что здесь соседствуют история и современность, а многочисленные экспонаты рассказывают о том, как человек, используя талант изобретателя, расширил горизонты развития техники и создал машины и технологии. «Музеем мечты» его можно назвать еще и потому, что юные посетители связывают увиденное в нем с мечтой о своем трудовом и обязательно творческом будущем.

Уникальные инженерные проекты: Купол Рейхстага

Техническое решение нового купола Рейхстага — не только блестящая инженерная мысль, но и выражение идеи ухода от нацистского прошлого, и символ открытости.

Инженерные проекты естественным путем входят в нашу жизнь. Мы обращаем на них внимание, если они связаны с нашими техническими интересами, задачами обучения или с историческими фактами, такими как, например, восстановление купола Рейхстага после окончания Второй мировой войны. Здание Рейхстага ассоциировалось с тяжелым прошлым страны, а в нем должен был заседать новый немецкий парламент, поэтому восстановление здания в прежнем виде не устраивало правительство. Новый купол должен был символизировать новую Германию.

В начале 90-х годов прошлого века несколько архитекторов соревновались за право возвести купол Рейхстага. Конкурс выиграл британский архитектор Норман Фостер. Его купол нес требуемую демократическую идею: народ выше власти. Дело в том, что архитектор предложил использовать купол не просто как крупнейшую стеклянную панорамную смотровую площадку Берлина, но и дать возможность видеть сверху работу правительственной палаты Бундестага.

Чрезвычайно интересна личность архитектора. Родился Норман Фостер в Англии в семье рабочих и с 16 лет начал трудовую жизнь. Инженерные строительные задачи с юности привлекли его внимание, поэтому в родном городе он начинает посещать Манчестерский университет градоустройства и архитектуры, затем два года учится в Школе архитектуры Йельского университета, где получает ученую степень магистра. Именно там произошла определившая его дальнейшую жизнь встреча с Ричардом Роджерсом, впоследствии названным легендой британской архитектуры и баловнем судьбы. Вместе с ним Фостер организует «Бюро четверых», которое в 70-х годах прошлого века прославилось созданием нового архитектурного стиля «хай-тек» («high tech» — сокращенное от английского «high technology» — высокая технология). Но необходимо сказать, что основа этого стиля была заложена известным русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым еще в конце XIX века (вспомним Шуховскую телевизионную башню в Москве, его же водонапорную башню в Краснодаре).

  • Шуховская телевизионная башня в Москве
  • Шуховская водонапорная башня в Краснодаре

Фостера восхитили шуховские сетчатые оболочки, а сам русский инженер становится кумиром Фостера. Сетчатые оболочки Шухова сделали переворот в архитектуре не только в ХХ веке, они продолжили победное шествие и в ХХI веке в авангардных зданиях. Эти оболочки получили название гиперболоидных конструкций, так как имеют форму однополостного гиперболоида вращения. Для справки: однополостный гиперболоид вращения может быть получен вращением гиперболы вокруг ее мнимой оси.

  • Однополостной гиперболоид вращения
  • Международный аэропорт в Гонконге

В стиле хай-тейк Фостером были построены Лондонский аэропорт Станстед и Международный аэропорт в Гонконге, Турбоветрогенератор (Wind Turbine Energy Generator) в Германии и здание Коммерцбанка во Франкфурте, «Мост Тысячелетия» через Темзу, а также много других сооружений.

Деятельность Фостера была отмечена престижной «архитектурной» наградой — Притцеровской премией, равнозначной Нобелевской, за проект реконструкции Рейхстага. Также он получил «Орден за заслуги» — высшую награду в области искусства, кроме того, королева Елизавета II удостоила его титула лорда, он был посвящен в рыцари.

Отдельного внимания заслуживает техническое решение, предложенное Фостером для создания купола Рейхстага. Внутри стеклянного купола проходят две спиральные дорожки-пандусы, которые внешне создают эффект ленты Мебиуса. По этим пандусам поднимаются в лифтах на верхнюю смотровую площадку более восьми тысяч туристов в день, предварительно прошедших через сканеры службы безопасности. Один пандус внутри купола предназначен для подъема, другой — для спуска.

В центре купола — огромный зеркальный конус. Он начинается в вестибюле пола 1-го этажа и заканчивается у основания внутренней полости купола, представляя собой воронкообразную конструкцию диаметром 2,5 м у основания и 16 м — у потолка. Ее вес составляет 300 тонн. Отражаясь от конуса, дневной свет попадает в зал пленарных заседаний бундестага. Состоит зеркальный конус из 30 рядов, в каждом из них — по 12 зеркал. В общей сложности — 360 отдельных зеркальных пластин. Зеркала создают потрясающую игру света, благодаря чему пространство купола кажется очень легким, несмотря на то, что его вес достигает 1200 тонн.

Подача отраженного дневного света в зал заседаний регулируется с помощью компьютерной программы, которая при необходимости и с учетом интенсивности солнца, а также в зависимости от времени года прикрывает некоторые зеркала специальным затемняющим экраном. Внутри зеркальной воронки располагается вентиляционная шахта зала заседаний Бундестага. По пути наружу, под самый купол, воздух проходит через специальную систему теплообмена, которая позволяет уменьшать расход энергии. И зеркала, и вентиляция являются частью общей экологической концепции создателей купола.

Энергосберегающая функция купола связана с использованием дневного света. Большой солнцезащитный козырек автоматически отслеживает движение солнца и блокирует прямые солнечные лучи. В то же время, отраженным светом, попадающим на солнечные батареи, освещается весь зал заседаний бундестага.

В благодарность архитектору купол рейхстага назван фостеровским куполом.

Чтобы понять грандиозность этого сооружения, достаточно узнать, что общий вес купола составляет 1200 тонн, диаметр — 40 м, высота — 23,5 м, площадь стеклянной поверхности — около 3000 квадратных метров, протяженность спирали внутри купола — около 230 метров, ширина — около 1,8 метра. Такие размеры купола сорганизуются с общей площадью здания германского парламента, которая составляет 61 166 м2, при этом длина — 137,4 м, ширина — 93,9 м, высота — 47 м; здание имеет 6 этажей. Его поддерживает 12 бетонных колонн, каждая весом по 23 тонны, которые несут вес его огромного свода. Недаром общая стоимость проекта Фостера составила 600 млн. марок.

Футуристический прозрачный купол Рейхстага позволил стать зданию достопримечательностью Германии и символом ухода от нацистского прошлого, к единой, демократической Германии.

Несмотря на грандиозные технические решения, обусловившие массу перестроек, здание Рейхстага продолжает хранить память о Великой Отечественной войне и о победе в ней русского народа: на стенах в специальных местах сохранены надписи советских солдат, штурмовавших Берлин. И это заслуга Нормана Фостера, который отнесся к этим надписям как к реликвии, покрыл их прозрачным защитным слоем и поместил под музейные стекла.

Этот выдающийся инженер понимал, что совершенные технологии не могут существовать и развиваться без сохранения нравственной памяти человечества, иначе техника не будет стоять на страже мира. И выражение этой памяти в сочетании с блестящим инженерным решением — современный Рейхстаг.

Статья подготовлена после посещения Рейхстага по официальному приглашению бундестага представителями школьного Технопарка «Кван-Кубань-КубГТУ» 01.03.2020 г.

Необычные архитектурно-технические решения. Часть 1. Берлин: Николаифиртель (Nikolaiviertel)

В созданном на базе Кубанского государственного технологического университета региональном школьном технопарке «Квант Кубань-КубГТУ» школьники решают научно-технические задачи по целому ряду направлений, в том числе проектированию окружающего жизненного пространства. Так, в «Промдизайнквантуме» технопарка учащиеся работают над проектами «Комфортный город. Организация, дизайн, благоустройство территорий», «Строительные конструкции зданий и сооружений», «Город. Знакомство с проектированием зданий» и «Город. Знакомство с благоустройством и организацией территорий». Для более эффективной работы над проектами необходимо изучать и по мере возможности внедрять передовой зарубежный опыт в соответствующих сферах. В связи с этим директор регионального школьного технопарка «Квант Кубань-КубГТУ» Т.Л. Шапошникова и директор Языкового центра КубГТУ А.М. Геращенко в рамках своей командировки в Германию в начале марта 2020 года специально посетили значительное число интересных архитектурных объектов.

Особое внимание представителей КубГТУ привлекли градостроительные особенности столицы Германии — Берлина. Рассмотрим некоторые яркие примеры необычных технических решений, обусловленных необходимостью реконструкции центральной части немецкой столицы в связи с последствиями Второй мировой войны. Стоит напомнить, что в плане своей сохранности Берлин в мае 1945 года напоминал Краснодар в феврале 1943 года, а в послевоенные десятилетия его западная и восточная части находились (и, соответственно, восстанавливались из руин) под властью двух оппозиционных друг другу политических режимов, так что вести единую для всего Берлина градостроительную политику после длительного перерыва вновь стало возможным лишь после объединения города (и Германии в целом) в 1990 году. Эти обстоятельства оказали принципиальное влияние на описываемые ниже отдельные здания и целые архитектурные ансамбли (для беглого осмотра которых вполне достаточно часа, но для детального знакомства с ними не хватит и целого дня).

Начнем с того места, с которого начинался и сам Берлин. Город возник как объединение двух поселений — собственно Берлина, расположенного на восточном берегу реки Шпрее, и Кельна, находившегося на противоположном берегу. Оба поселения, обязанные своим развитием выгодному местоположению на пересечении торговых путей, существовали уже в начале XIII века, однако лишь в 1237 (Кельн) и 1244 (Берлин) были впервые упомянуты в засвидетельствовавших их городские права документах. Более ранняя из этих двух дат была впоследствии принята для официального отсчета возраста сформировавшегося впоследствии единого города, ставшего в итоге столицей Германии.

Еще в первые десятилетия XIII века в «исконном» Берлине, приблизительно в полутора сотнях метров к востоку от Шпрее, была построена в позднероманском стиле церковь св. Николая — «Николаикирхе (Nikolaikirche)», которая в 1264 году была перестроена в готическом стиле на средства прихожан — в основном ремесленников и торговцев. А окружавший эту церковь квартал стал, соответственно, именоваться «кварталом Николая» — «Николаифиртель (Nikolaiviertel)».

Несколько столетий архитектурный облик церкви (изначально католической, затем протестантской), имевшей одну башню со шпилем в правой части фасада, отличался некоторой асимметричностью, но во второй половине 1870-х годов в результате возведения аналогичной башни в левой части фасада этот «недостаток» был успешно устранен. Что касается квартала вокруг Николаикирхе, то он долгие годы избегал серьезных перемен, сохраняя свою средневековую планировку (с узкими кривыми улочками) и соответствующую застройку (а также род занятий населения, состоявшего преимущественно из ремесленников).

Ситуация начала коренным образом меняться в связи с празднованием 700-летнего юбилея Берлина. Нацистское руководство, вынашивавшее планы перестройки всего города в «Столицу мира Германию (Welthauptstadt Germania)», приняло решение о сносе целого ряда зданий исторического квартала, на месте которого предполагалось соорудить так называемый «Староградский форум» с использованием отдельных фасадов снесенных берлинских зданий, признанных «исторической ценностью». Так, в 1936 году был снесен расположенный на окраине квартала дворец Эфраима (Ephraim-Palais) — красивейшее историческое жилое здание, построенное в 1760-е годы в стиле рококо (впрочем, фасад и некоторые другие фрагменты разрушенного дворца были помещены на хранение). В 1938 году были прекращены богослужения в церкви св. Николая, изъятой государством для использования в качестве «музыкального собора». А в ходе последовавшей войны весь квартал подвергся серьезным разрушениям (в частности, Николаикирхе утратила крышу со шпилями и внутреннее убранство — сохранились лишь поврежденные стены).

По итогам Второй мировой войны Николаифиртель (как, по сути, и весь исторический центр города) вошел в «советский сектор» Берлина и, как следствие, стал частью Восточного Берлина — столицы образованного в 1949 году дружественного Советскому Союзу социалистического государства — Германской Демократической Республики. Восстановление этого квартала не относилось к числу приоритетных задач властей столицы ГДР, сосредоточившихся на других частях Берлина.

При этом совсем недалеко от Николаифиртель уже в первые послевоенные десятилетия велось активное строительство. Так, в полутора-двух километрах к востоку от этого квартала по проекту с участием московских архитекторов в 1950-х годах были возведены монументальные жилые здания на нынешней Карл-Маркс-аллее. Меньше чем в километре к северо-востоку от квартала Николая — на названной осенью 1805 года в честь российского императора площади Александерплац (Alexanderplatz — «Александровская площадь») — в конце 1960-х годов появились, в частности, самая высокая в Берлине гостиница и показывающие время в 146 населенных пунктах «Часы мира (Weltzeituhr)».

А к западу от этой площади (и менее чем в полукилометре к северо-востоку от Николаифиртель) к двадцатилетию ГДР была воздвигнута 368-метровая телебашня, до сих пор остающаяся самой высокой в Германии. Сам же Николаифиртель же за первые послевоенные годы был лишь относительно очищен от руин и одно время (по плану 1959 года) рассматривался в качестве места для строительства пристани для прогулочных судов.

Однако с приближением 750-летнего юбилея столицы ГДР было принято решение о восстановлении квартала в ее историческом центре. В результате к 1987 году были отреставрированы единичные сохранившиеся здания, прежде всего сердце Николаифиртель — старейшая в Берлине церковь св. Николая. Некоторые дома были отстроены заново в своем историческом виде (или, по крайней мере, с историзированными фасадами), причем не обязательно на прежнем месте — так, вышеупомянутый дворец Эфраима, восстановленный с использованием сохранившихся фрагментов (специально привезенных для этой цели из Западного Берлина), теперь находится более чем в десятке метров от своего первоначального места. И, наконец, по периметру квартала были построены панельные многоквартирные дома в несколько этажей с фасадами, в какой-то мере стилизованными «под старину».

  • Восстановленный дворец Эфраима
  • Улица Ам-Нусбаум в Николаифиртель
  • Вид на площадь у церкви св. Николая — Николаикирхплац

Восстановленный Николаифиртель — с его проложенными согласно исторической планировке квартала мощеными улочками, музеями, заведениями общественного питания и магазинчиками — является излюбленным местом прогулок как самих берлинцев, так и многочисленных гостей города, а для двух тысяч человек этот квартал является еще и местом проживания, в котором современные удобства сочетаются с историческим духом старого города.

Необычные архитектурно-технические решения Часть 2. Берлин: Городской дворец — «Гумбольдт-форум»

На острове, образованном двумя рукавами реки Шпрее (там, где когда-то располагался город Келльн (Cölln), слившийся с Берлином в позднем Средневековье), на противоположном (по диагонали) берегу от квартала Николая (Николаифиртель), расположился берлинский Городской дворец (Stadtschloss), строительство которого, продолжающееся уже порядка десяти лет, должно по планам завершиться в этом году.

Упомянутый квартал и дворец, хотя и не составляют единого архитектурного комплекса, но входят в общий исторический градостроительный ансамбль и по местоположению, и по нормам, вносимым современным обликом города.
Со времени своей первой постройки в середине XV века (на месте ранее существовавшего замка) дворец побывал главной резиденцией многих монархов — маркграфов и курфюрстов Бранденбурга, королей Пруссии и императоров Германии. Здание неоднократно перестраивалось или даже возводилось заново, исходя из пожеланий своих владельцев. Определяющую роль в формировании окончательного облика этой монаршей резиденции в стиле барокко сыграл наиболее яркий и востребованный представитель раннего периода этого стиля на территории Германии — архитектор и скульптор Андреас Шлютер, руководивший строительством дворца с 1699 до 1706 года. Кстати, последний год своей жизни Шлютер провел в Санкт-Петербурге, куда переехал в 1713 году по приглашению царя Петра I и где, в числе прочего, создал барельефы, украсившие фасад царского Летнего дворца (в Летнем саду). Заметный вклад во внешний вид дворца внес и лидер «романтического историзма» в немецком зодчестве, главным представитель архитектурного стиля прусского эллинизма Карл Фридрих Шинкель, подготовивший реализованный под руководством его ученика Фридриха Августа Штюлера проект купола в центральной части западного фасада главной королевской резиденции Пруссии. Между прочим, Штюлер в 1837 году подготовил проект реконструкции Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, оставшийся нереализованным, в то время как некоторые проекты Шинкеля были использованы для реализации придворных заказов в столице Российской Империи (кстати сказать, ограда Аничкова моста в Санкт-Петербурге была по заказу императора Николая I скопирована с перил построенного Шинкелем Дворцового моста в Берлине). После того как в 1871 году прусский король стал германским императором, берлинский Городской дворец стал главной официальной императорской резиденцией.

С расположенного на северном фасаде дворца балкона (с видом, в числе прочего, на улицу имени кайзера Вильгельма) германский император (кайзер) Вильгельм II 31 июля и 1 августа 1914 года призывал своих подданных к единству в условиях начавшейся Первой мировой войны — которая, как известно, в конечном итоге привела к поражению его страны и свержению самого монарха. С того же балкона руководитель марксистской группы Спартака Карл Либкнехт 9 ноября 1918 года провозгласил Германию «свободной социалистической республикой» (причем сделал это через пару часов после того, как его бывший однопартиец социал-демократ Филипп Шейдеман провозгласил Германию республикой с балкона Рейхстага, депутатами которого они оба в свое время являлись). А менее чем через два месяца Карл Либкнехт и его соратница Роза Люксембург сыграли ведущую роль в создании Коммунистической партии Германии, но были убиты уже через две недели после этого. Бывшая улица кайзера Вильгельма с 1947 года и до сих пор (в отличие, например, от улицы Ставропольской в Краснодаре) носит имя Карла Либкнехта. А тот балкон, с которого Либкнехт в памятный день 9 ноября 1918 года мог видеть впоследствии названную в его честь улицу, сейчас находится более чем в двухстах метрах к югу от своего первоначального местоположения. Причиной изменения местоположения балкона (и окружающего его портала) послужили последующие события истории Городского дворца.

После того как в результате Ноябрьской революции 1918 года дворец лишился статуса императорской резиденции, его стали использовать как музей и штаб-квартиру различных научных учреждений. Однако в результате двух крупнейших американских авианалетов на столицу Третьего Рейха в феврале 1945 года и последовавших в ходе Битвы за Берлин конца апреля — начала мая 1945 года артиллерийских обстрелов Городской дворец превратился в руины. Остатки дворца после окончания Великой Отечественной войны достались советской военной администрации в Германии, от которой, в свою очередь, перешли в распоряжение властей Германской Демократической Республики, не имевших в достаточном количестве ни средств, ни желания восстанавливать этот «символ прусского абсолютизма».

Поэтому в 1950 году по приказу руководителя страны — первого секретаря правящей Социалистической единой партии Германии Вальтера Ульбрихта — руины здания были взорваны, а освободившееся в результате пространство было объединено с бывшей Дворцовой площадью в площадь Маркса и Энгельса. Однако при этом была сохранена наиболее ценная (во всяком случае, исходя из позиций социалистического руководства ГДР) часть дворца, а именно тот самый балкон с порталом северного фасада, с которого Карл Либкнехт провозгласил социалистическую республику. Этот сохранившийся фрагмент дворца был встроен (с переносом примерно на 220 метров к югу, но с сохранением ориентации на север) в здание Государственного совета ГДР, построенное в 1964 году с южной стороны площади Маркса и Энгельса. На этой площади имелась и трибуна для руководства ГДР, вместо которой в 1973-1976 годах был возведен Дворец Республики — место заседаний парламента (Народной палаты), использовавшееся и как дворец культуры.

После того как 3 октября 1990 года состоялось восстановление единства Германии путем вхождения ГДР и Западного Берлина в состав Федеративной Республики Германии, Дворец Республики лишился своего статуса резиденции парламента (благо, ставший парламентом объединенной Германии бундестаг, переместившись из Бонна в Берлин, стал заседать в реконструированном здании рейхстага). При этом в рамках выработки единой градостроительной политики воссоединенного Берлина встал вопрос о воссоздании Городского дворца, часть территории которого занял Дворец Республики. В ходе дискуссии было обращено особое внимание и на то, что при возведении последнего в 1970-х годах в строительной смеси активно использовался асбест — как оказалось, вредный для здоровья (несущий угрозу заболевания раком). Разумеется, столь вредоносное здание было необходимо уничтожить, что и было успешно осуществлено к концу 2008 года.

На освободившемся в очередной раз месте, в рамках проекта «Гумбольдт-форум» (Humboldt Forum), приступили возведению здания в кубатуре и пропорциях старого Городского дворца с реконструкцией трех из его исторических фасадов в стиле барокко и с выходящим на реку Шпрее четвертым фасадом, своим видом показывающим «современное сердце» здания. В помещениях форума, названного в честь выдающихся немецких ученых XIX века — братьев Гумбольдтов (языковеда Вильгельма и натуралиста Александра), будут размещены музеи (этнологический и азиатского искусства), библиотека и лаборатории.

Таким образом, строящийся форум становится гармоничным как в архитектурном, так и в функциональном отношении дополнением к существующему с XIX века ансамблю Музейного острова (Museumsinsel), который включает пять знаменитых музеев, в совокупности представляющих собой берлинский аналог петербургского Эрмитажа.

Музейный остров

Следует учесть, что еще в бытность Городского дворца резиденцией монархов в нем находилось богатое собрание предметов декоративного и прикладного искусства, к которому восходят и Этнологический музей, и Музей азиатского искусства, включенные в «Гумбольдт-форум». Вспомним также, что после утраты своего статуса императорской резиденции Городской дворец использовался как раз для научных учреждений. Таким образом, этот почти реализованный градостроительный проект предполагает, в определенной степени, не только воссоздание исторического внешнего облика ранее существовавшего на том же месте здания, но и преемственность его функции.

  • Вид на западный фасад Городского дворца
  • Вид на восточный фасад Городского дворца

Для специалиста в области строительства представляет интерес то, как старинный архитектурный облик города восстанавливается с применением самых современных архитектурно-строительных решений. Оценить результаты работы, проделанной германскими строителями и реставраторами, можно, посетив расположенный у Городского дворца информационный павильон, где выставлен макет исторического центра Берлина по состоянию на 1900 год.

Необычные архитектурно-технические решения Часть 3. Берлин: Galeries Lafayette, Potsdamer Platz, Sony Center

Обращение к мировым культурным ценностям — необходимая составляющая инновационного культурно ориентированного образования, особенно если речь идет о квантуме, в котором обучаются будущие строители — Промдизайнквантуме. Для них мировая архитектура — это «летопись мира», по определению Н.В. Гоголя. И она должна быть ценностно и толерантно воспринята, в чем и видят основную задачу организаторы регионального школьного технопарка «Квант Кубань-КубГТУ», подготовившие данные материалы по результатам поездки в Германию для знакомства с крупнейшими технопарками мира.

Одним из важных элементов застройки Берлина являются торговые и деловые центры, в большом количестве представленные в городе. Яркими примерами таковых являются универмаг Galeries Lafayette и расположенный на Потсдамской площади (Potsdamer Platz) архитектурный ансамбль Sony Center.

Galeries Lafayette в Берлине

Менее чем в километре к западу от реконструируемого Городского дворца, недалеко от красивейшей площади Жандарменмаркт, на углу Францезише штрассе («Французской улицы») и Фридрихштрассе («улицы Фридриха»), находится универмаг французской сети Galeries Lafayette (Галери Лафайет) в Берлине — огромный торговый центр, популярный не только в Германии, но и во всей Европе. Посетителям предлагаются многочисленные товары различных мировых брендов: и одежда, и обувь, и парфюмерия, и электроника, и сувениры, и многое другое. Три великолепных современных здания: Quartier 205, Quartier 206 и Quartier 207 на Фридрихштрассе добавляют в архитектуру столицы Германии изысканности и элегантности.

История создания Galeries Lafayette в Берлине

После объединения Восточной и Западной Германии в 1990 году началось активное строительство «новой» жизни, и торговый центр стал одним из ее символов. Улица Фридрихштрассе была в то время полностью реконструирована: снесены старые здания, выровнена и очищена поверхность для строительства новых. Закладка первого камня произошла в октябре 1992 года, а в 1994 году начались активные работы по возведению первого немецкого филиала знаменитой парижской Galeries Lafayette. Проект здания из стекла и бетона создал архитектор из Франции Жан Нувель. Его знаменитые конусы и стеклянный фасад стали хорошо узнаваемым стилем сооружений в Берлине. 29 февраля 1996 года универмаг Galeries Lafayette в немецкой столице был торжественно открыт.

Особенности архитектурных решений Galeries Lafayette

Французский архитектор Нувель, создавая проект, намеревался впечатлить всех жителей и гостей столицы изысканным современным стилем здания, и это ему, несомненно, удалось. Его довольно смелый проект стал победителем среди многих участвовавших в конкурсе архитектурных дизайнов для Galeries Lafayette. Стеклянные конусы и цилиндры Quartier 207 (высота верхнего конуса составляет 37 метров, а глубина нижнего — 11 метров), расположенные внутри магазина, в самом центре, обеспечили легкость и элегантность пятиэтажному зданию, расположенному на площади 9000 квадратных метров. Восхитительным украшением фасада стал вертикально расположенный сад, проект которого разработал французский художник Патрик Блан. Среди пышущих зеленью растений каждый посетитель чувствует себя комфортно. Когда посетители находятся на верхнем этаже, у них создается впечатление, что под ногами будто разверзлась бездна — непередаваемые ощущения!

Здание Galeries Lafayette — украшение улицы Фридрихштрассе. Рядом с ним гармонично расположились многочисленные офисы, бутики, жилые дома из разряда «элитных».

Galeries Lafayette — рай для шопоголиков

Обычно в последний понедельник января и июля стартуют сезонные распродажи во многих магазинах и торговых центрах Берлина, в том числе и в Galeries Lafayette. В эти дни здание буквально наводняется модницами и модниками, желающими купить по сниженным ценам стильные вещи от кутюр.

Длится праздник шопоголиков две недели, после этого цены снова возвращаются на прежний уровень. Это и понятно, поскольку знаменитый торговый центр является основным поставщиком самых модных брендов Франции и других стран — производителей стильных предметов гардероба и иных товаров.

Потсдамская площадь (Potsdamer Platz) и Sony Center в Берлине

Потсдамская площадь

Пройдя километр-полтора к юго-западу от Galeries Lafayette, можно ознакомиться с архитектурным ансамблем Потсдамской площади. Еще в начале XX века эта площадь была важным торговым и экономическим центром Берлина. Однако она сильно пострадала во время Второй мировой войны, когда в результате авианалетов союзников по антигитлеровской коалиции была разрушена половина архитектурного ансамбля площади. В 1961 году на Потсдамской площади появилась стена, которая разделила Берлин на Западный и Восточный, а к середине 1970-х годов почти все остававшиеся на площади здания были снесены. В 1990-х годах, после падения Берлинской стены и объединения Германии, на этом месте было решено построить с применением новых технологий комплекс зданий, который отвечал бы современным взглядам на градостроительство. А в качестве напоминания об историческом прошлом площади в ее центре был установлен светофор в стиле ретро — копия появившегося на площади в 1924 году первого светофора в Берлине. Это пример использования в архитектуре винтажного стиля — сочетания современного дизайна с историческими зданиями и сооружениями.

Sony Center

11 октября 1996 года в берлинском районе Тиргартен на Потсдамской площади в присутствии японской делегации был заложен первый камень Sony Center. Строительство комплекса велось по проектам и под руководством известного на весь мир немецкого и американского архитектора Яна Гельмута. Уже в 1998 году были построены все семь зданий Sony Center, а следующие два года ушли на возведение купола.

При этом в комплекс зданий последнего десятилетия XX века были интегрированы уцелевшие помещения построенного в первом десятилетии того же века и разрушенного в результате авианалетов во Вторую мировую войну здания гранд-отеля «Эспланада» (Grand Hotel Esplanade).

После падения Берлинской стены в 1989 году здание «Эспланады» было передано под охрану государства как памятник архитектуры. Первоначально этот статус отеля «Эспланада» не был учтен в проекте Sony Center на Потсдамской площади, предусматривавшем его снос. В 1993 году было принято беспрецедентное решение о переносе Императорского зала на воздушной подушке на 75 м и его интеграции в Sony Center. В результате зал для завтраков отеля «Эспланада» был разобран на 500 частей и позднее был собран заново в Sony Center, став частью ресторана с историческим названием «Кафе Йости (Café Josty)». Здесь тоже удачно реализован винтажный стиль в архитектуре — сочетание стиля ушедших веков и современного для придания особого колорита архитектурному ансамблю за счет подчеркивания разницы в менталитете и архитектурных предпочтениях людей разных эпох.

Открытие Sony Center состоялось через четыре года после начала его строительства. Торжественная церемония проходила в присутствии 2,5 тысяч гостей, среди которых были известные политики и деятели культуры.
Этот комплекс современных зданий из стекла и бетона не оставит равнодушным ни одного архитектора и инженера, ни одного ценителя необычных технических решений. В центре его находится овальная площадь, вокруг которой расположилось семь зданий, объединенных под шатровой крышей. Созданная из стекла и стали, она покоится на стальном кольце, опорой которому служат здания самого Sony Center. По замыслу архитектора, крыша символизирует священную для всех японцев гору Фудзияму. Среди близлежащих зданий она выделяется не только своей необычной конструкцией, но и яркой подсветкой. Идея подсвечивать крышу пришла французскому художнику по свету Яну Керслю. В темное время суток купол центра становится своеобразным экраном, на который проецируются лучи света. Вечером крыша освещена белым светом, благодаря этому внутри всего комплекса создается иллюзия продолжающегося дня. Причудливая игра света продолжается до поздней ночи. Цвета, начиная с голубого, заканчивая пурпурным, меняются через 21 секунду, создавая ощущение восходящего солнца.

Как видим, в Берлине активно строятся новые здания с использованием самых современных технических достижений. При этом в новые архитектурные комплекты умело интегрируются сохранившиеся или реконструированные фрагменты старинных зданий — богатого исторического наследия города.

Вселенная во Вселенной (Universum Science Center, Бремен, Германия)

Какое отношение Бременские музыканты (Die Bremer Stadtmusikanten) имеют к технопарку? Оказывается, у них единая родина — германский город Бремен! Какое отношение технопарк г. Бремена имеет к КубГТУ? Туда поехали представители КубГТУ: руководитель школьного технопарка «Квант Кубань-КубГТУ» профессор Т.Л. Шапошникова и директор Языкового центра КубГТУ доцент А. М. Геращенко, чтобы максимально сориентировать создаваемый при университете технопарк на лучшие мировые достижения в этой области.

Романтика уютных узких улочек старого Бремена, расположенного на западе Германии, на реке Везер, вызывает из памяти сюжеты сказки Братьев Гримм о ловких акробатах и влюбленной принцессе. Вот-вот покажется из-за угла хорошо всем знакомая повозка с артистами, громко распевающими песни.

Название Bremen означает «город, опоясывающий реку». Старинные города всегда строились на берегах рек. У нас это Москва, Нижний Новгород и пр. И наш достаточно молодой Краснодар тоже расположился на реке. Но на ней не живет столько сказок. А рядом с Бременом, на берегу Везер, стоит еще и поместье барона Мюнхаузена, реального человека и удивительного персонажа веселых историй, реализовавшего техническую мечту человека: летать на пушечном ядре и на «упряжке» из диких уток, вытаскивать себя самого за волосы из болота, преодолев силу земного притяжения.

Видимо, с тех пор у жителей Бремена и пошла тяга к техническим достижениям. Сейчас ими создан технопарк, выпускаются автомобили марки Mercedes-Benz и воздушные гиганты-аэробусы Airbus S.A.S. Город имеет свой университет, а при университете — научный центр.

Рождение научного центра «Универсум» (Universum Science Center), доступного для любой категории граждан, — инициатива преподавателей Бременского университета. И размещен он непосредственно на территории университета, в 5 км от исторического центра города. Проект «Универсума» был разработан не так давно, в 1996 г., здания и павильоны выставок созданы в лучших традициях архитектуры конца ХХ века. В составе технопарка — Научный центр, Парк открытий и Зона отдыха: Это позволяет технопарку стать любимым местом для полезного проведения свободного времени людей любого возраста и полностью соответствовать лозунгу «Универсума»: «Наука с гарантией удовольствия!» При этом хотелось бы добавить: «…восторга и восхищения!»

Научный центр — это огромное круглое, приплюснутое сверху и снизу серебристое здание, напоминающее одновременно и летательный аппарат пришельцев, и гигантскую мидию, и вынырнувшего из пучины вод кита. Проект разработан бременским архитектором Томасом Кламппом. Как бы парящая в воздухе блестящая сборная конструкция выполнена из нержавеющей стали. Второе здание представляет собой куб, который вписан в ландшафт до такой степени, что теряется в нем и не воспринимается самостоятельной постройкой. Это создает в сочетании с серебристой «тарелкой» загадочное, ирреальное впечатление у посетителей.

В залах Научного центра можно осуществить самостоятельные исследования, удовлетворив свою любознательность, познакомиться с новейшими техническими идеями, провести эксперименты с водой, светом и звуком, поучаствовать в конкурсах или просто с пользой провести время. Для этого Научный центр предоставляет доступ к 300 медиа-инсталляциям, макетам и научно-экспериментальным установкам, позволяющим совершить увлекательное виртуальное путешествие в Космос, исследовать Землю, а также погрузиться в прошлое и задуматься о путях развитии человечества. Экспозиция состоит из трех частей: «Земля» (Erde, англ. Earth), «Человечество» (Mensch/Mankind) и «Космос» (Kosmos/Cosmos), включающий большой раздел «Млечный Путь» (Milchstraße). Около каждого экспоната экспозиции находится табличка, на которой на английском и немецком языках объясняется, что демонстрирует прибор или устройство и как с ними нужно обращаться.

Условно всю экспозицию музея можно разделить на три больших сектора, расположенных на разных этажах. Экспонаты первого этажа представляют собой разнообразные технические устройства, позволяющие изучать законы физики и проводить самостоятельно физические эксперименты.

Выставка дает представление о развитии технической мысли, начиная от простейших механизмов и заканчивая современными приборами, используемыми для моделирования сложных физических явлений. Экспонаты установлены так, что дети разного возраста могут напрямую взаимодействовать с приборами и механизмами, проводить опыты, тем самым развивая свое мышление, совершенствуя технические способности, формируя взгляд на мир.

Например, экспозиция магнитов. Самым маленьким посетителям парка предлагают поиграть с подъемниками на постоянных магнитах, а тем, кто постарше, показывают магниты, которые позволяют слышать звук в телефонной трубке и динамике магнитофона, телевизора, сохранять информацию в компьютере за счет намагничивания.

В экспозиции представлен и природный магнит — магнитный железняк (магнетит — FeO•Fe2O3 ). Он очень похож на железную руду, но принципиально отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни магнитного железняка. Магнитная руда, будучи помещена на перевесе, способна постоянно указывать на север и юг.
Название камня происходит от наименования области в Малой Азии — Магнисии — и гор, где в древности были обнаружены залежи магнетита, а еще, как рассказывает легенда, от имени пастуха Магнеса, впервые нашедшего природный камень, притягивающий железо, но было это уже на горе Ида в Греции. У некоторых народов магнит называют еще и камнем любящим или влюбленным за способность притягивать к себе. В древности ему приписывали очень много волшебных свойств. Так что, по истине, необычный камень!

На выставке представлена экспериментальная установка, на которой проводятся опыты по дисперсии света и показываются эффекты, связанные с разложением света в спектр. Можно повторить эксперименты трехсотлетней давности, проведенные И.Ньютоном, открывшим это явление в 1666 году, что считалось одной из важнейших его заслуг. Простейшее оборудование позволяет осуществить доказательство неразложимости в спектр монохроматического света, получение белого света при сведении различных спектральных компонент.

Интерактивный экспонат «Плазменный шар» — один из самых популярных экспонатов. Он позволяет увидеть возникновение и поведение плазмы. «Шар» был изобретен знаменитым Николой Теслой в 1892 г. Автор назвал его «трубкой для разрядки благородных газов». Это и есть лампа, (газоразрядная трубка) с инертным газом, в которой в результате ионизации газа можно наблюдать светящуюся плазму.

Прозрачная стеклянная сфера установлена на подставке и заполнена смесью инертных газов под низким давлением. Шарик в середине сферы служит электродом. В цоколь лампы встроен трансформатор, который выдает на электрод переменное напряжение в несколько киловольт с частотой около 20-30 кГц. Вторым электродом является окружающая стеклянная сфера или даже сам человек, если он прикасается к шару. Изменяя состав газов внутри шара, можно получить «молнии» разных оттенков. Когда включается лампа, возникает свечение в виде многочисленных электрических разрядов. Молнии направлены по силовым линиям электрического поля. Если дотронуться руками до стекла, меняется электрическое поле внутри лампы — и электрические разряды смещаются в сторону контакта руки со стеклом. Особо необычное впечатление плазменный шар производит, когда зажигается в темноте.

Экспозиция «Человечество», расположенная на втором этаже, рассказывает о зарождении жизни и уводит в глубины сознания. Функции человеческого мозга, память на числа, умение сосредоточиться, чувства и эмоции, жесты и мимика, воображение и инсайт — вот что можно изучить, используя экспонаты выставки.

Можно, например, увидеть то, как устроен человек, какими обладает способностями к передвижению, зависящими и от скелета, и от расположения мышц.

Анализируя строение скелета, можно понять, что кости защищают внутренние органы, а также выяснить, что количество костей у разных людей варьируется от 206 до 215.
Утраченные части скелета и органы в ряде случаев можно заменить (имплантировать) или сделать механические приспособления для улучшения работы органов. На стендах представлены: искусственные зубы и хрусталик глаза, а также заменяемые суставы и сердечный клапан, протезы конечностей и импланты костей, кроме того, очки и слуховые аппараты.

В залах есть экспонаты, демонстрирующие работу всех органов чувств. Но органы чувств человека менее восприимчивы, чем органы чувств, например, змеи, которая на большом расстоянии воспринимает даже незначительное тепловое излучение. Чтобы увидеть тепловое излучение глазами, применяют тепловизорную камеру. И тогда к 80% информации, воспринимаемой глазами, добавляется еще и недоступные нам на расстоянии тепловые волны.

Тепловизор — прибор, способный не только фиксировать тепловое излучение объектов, но и визуализировать его в доступном для человеческого глаза виде. С помощью системы линз инфракрасные волны позиционируются на специальную матрицу. Она представляет собой совокупность датчиков, способных реагировать на тепловые волны. Информация считывается процессором с матрицы и преобразуется в видеосигнал, выводимый на устройство отображения, которым может быть экран прибора или внешний монитор. Из-за разности температуры окружающей среды и объекта на дисплее получается контур изображения. В современных устройствах разные волны в зависимости от температуры отображаются разным цветом.

Человеческий зрачок отличается от зрачка животных (кошки, хамелеона, козы). Человек, как известно, не может сам регулировать ширину зрачка. Это происходит помимо его воли в зависимости от уровня освещенности. Приспосабливаясь к яркости света, человек расширяет его или сужает, увеличивая с 2 мм в диаметре до 8 мм, что можно пронаблюдать, работая с экспонатом «Размер зрачка».

Виртуальный мир становится трудно отличить от реального, если посмотреть через очки виртуальной реальности «Шлема VR».

Внутри «Шлема VR» расположены две линзы, на которые транслируется изображение со смартфона или персонального компьютера. Каждый глаз при этом воспринимает отдельную адаптированную картинку. Очки шлема при помощи специальной перегородки разделяют изображение, которое видит левый и правый глаз.

Измерить прибором можно также силу мышц при рукопожатии и одновременно «опробовать» ритуальные рукопожатия людей разных стран мира на экспонате «Приветственные жесты». Еще можно проверить свой диапазон восприятия звука; и на этом основании соответствующий прибор выдаст информацию о примерном возрасте посетителя музея.

Отдельно представлены устройства, помогающие человеку в его тяжелой повседневной работе, созданные под руководством профессора Франка Кирхнера.

Представлены экспонаты инновационного центра робототехники Robotics Innovation Center (RIC), который входит в бременский филиал Немецкого исследовательского центра искусственного интеллекта (DFKI) GmbH. Демонстрируются мобильные робототехнические системы, которые используются на суше, в воде, в воздухе и в космическом пространстве для выполнения самых сложных задач.

Третий этаж посвящен природным явлением. Экспозиция «Земля» предоставляет возможность виртуально опуститься в центр Земли, оттуда проложить себе путь к поверхности, а затем подняться в атмосферу. Интерактивные установки имитируют торнадо, диаметр столба которого может варьироваться от нескольких метров до километра.

Молния, разрывающая небо, несет электрический заряд свыше 100 миллионов вольт. Проследить зарождение и развитие заряда можно на «Иаковой лестнице», получившей такое название по аналогии с библейской историей о сне Иакова, который увидел лестницу, соединяющую небо и землю. «Иакова лестница» демонстрирует следующий физический опыт: электрическая дуга, зажженная между двумя прямыми электродами, расположенными в виде буквы V, поднимается вверх за счет того, что нагретый ею газ легче воздуха. Затем, после достижения вершины, гаснет, а у основания системы электродов зажигается новая дуга. На демонстрационной установке высоковольтная дуга поднимается вверх между двумя металлическими проводами и получается достаточно красивое зрелище. События повторяются циклически. «Лестница Иакова» является одной из самых простых высоковольтных конструкций. На приведенной фотографии, правда, представлена вольтовая дуга, не являющаяся экспонатом музея «Универсум», а находящаяся в лаборатории физики КубГТУ и имеющая отношение к технопарку «Квант-Кубань-КубГТУ», поскольку сделать фотографию работающей установки в Германии не представилось возможным.

Силу ветра и силу солнечных батарей можно увидеть в действии при движении игрушечного состава по железной дороге, полета «солнечного» самолета. А радугу можно сделать самому с помощью экспоната «Призма воды», в котором используются циркумценитальные дуги, создаваемые кристаллами льда. Выглядят они как перевернутые радуги, цветовые гаммы которых можно создавать самостоятельно.

Одна из до сих пор не решенных человечеством проблем — это многочисленные мощные атмосферные вихри, такие как торнадо, которые не только приносят огромные материальные потери, но уносят и человеческие жизни. Торнадо развиваются в грозовых и кучевых тучах. Потоки ветра быстро опускаются на землю большим столбом. Ширина столба у основания может быть диаметром до 400 метров. Иногда наземные торнадо могут быть шириной от трех километров, но на воде — не более 40 метров.

На испанском языке слово «торнадо» означает «вращающийся». Оно синонимично русскому слову смерч (древнерусское «смьрчь» — облако). Но так как торнадо (смерчи) в основном наблюдаются в Северной Америке, то за явлением закрепилось название «торнадо», принесенное в Америку испанскими колонистами.

Интерактивные установки имитируют торнадо. При этом хорошо видно, как «варятся облака». Влажный воздух превращается в видимые белые капельки. Установка позволяет поэкспериментировать с облаками, то закручивая, то разгоняя их. По такому же принципу водяной пыли «устроен» и торнадо. С ним тоже можно поэкспериментировать на установке: изменить его траекторию или прервать совсем.

Силу землетрясения можно ощутить на «Сейсмическом диване» — в специальной комнате, где установлены устройства, регистрирующие силу землетрясений, которые в этот момент происходят в разных регионах мира, а таких землетрясений происходит в день более 9000. Почувствовать, каково людям, находящимся сейчас в эпицентре землетрясения, — вещь непростая, вызывает острое чувство сострадания.
«Сейсмический диван» может также полностью имитировать толчки самых сильных за последние сто лет землетрясений. Это землетрясение в Сан-Франциско в 1906 г. (результатом его были искореженные дороги и мосты) и Табасское землетрясение в Иране осенью 1978 г. (его отзвуки даже до Москвы докатилось, и люди выбегали на улицу). Достаточно просто сесть на диван и, нажав кнопку на стене, «выбрать» землетрясение… Одновременно включается новостной канал, который в это время транслировал передачи. И тут начинаются такие мощные толчки, что все вокруг не просто ходит ходуном и громыхает, но и переворачивается. Эксперимент не для слабонервных!

Для детей интересна установка, моделирующая песчаное морское дно и его узоры, а также позволяющая амостоятельно сделать пустынные барханы, проложить русло реки по песку.

Бархан всегда имеет изогнутую форму, чем-то напоминающую серп или полумесяц. В природе он образуется за счет ветра, который перегоняет песчинки с одного места на другое. Это похоже на результат движения воды в мировом океане, с ее рябью и волнами. Поэтому на одной и той же установке можно проводить опыты, касающиеся и океане, и суши.

Дети любят играть в песок, строить города на морском берегу, а здесь им предлагают самим построить природные ландшафты, увидеть гармонию Земли, даже если это дно моря или безжизненная пустыня.

Экспозиция «Космос» дарит путешествие во Вселенную и знакомит с уже открытыми ее законами и с тем, что предстоит еще исследовать. В павильоне можно не только взглянуть на звездное небо, но и послушать лекции ведущих профессоров университета, например: «Звездный путь: на поиски других!»

Детей от 3 до 8 лет приглашает размещенная на свежем воздухе игровая площадка «Парк Открытий» (EntdeckerPark). А тех, кто постарше, зовут к себе скалодром и туннели, игры с преодолением препятствий, позволяющие развить ловкость и смекалку. С верхушки 27-метровой башни, названной «Башня мира», проводятся метеонаблюдения, измеряется сила ветра, анализируются особенности облачного покрова, даже проводятся физические эксперименты по изучению законов земного притяжения. Зона отдыха занимает 700 кв.м.

На территории научного цента «Универсума», кроме технопарка, расположен еще один технический павильон, являющийся достопримечательностью не только университета, но и самого города Бремена. Это «Башня невесомости» (Fallturm) высотой в 110 метров, где проходят исследования невесомости.

Получается, что «заветы» барона Мюнхаузена в «Универсуме» решили воплотить в жизнь в полной мере! И была в результате создана еще одна детская вселенная для познания огромной Вселенной! Великий немецкий писатель-гуманист Герман Гессе предвидел это в своих мечтах о будущем и назвал подобное создание добрых рук человеческих «педагогической провинцией» в романе «Игра в бисер».

Очень важно иметь качественный образец того, что хочешь создать, даже если нет возможностей полностью воплотить в жизнь увиденное. Но посещение лучших технопарков, знакомство с опытом других стран способствует обретению своего собственного опыта, стимулирует работу нашей фантазии.